Четвёртое поколение. Страны Содружества. – Издательство «ООО «Региональная пресса», 2010. – 192 с.
Книга, изданная по инициативе и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, содержит лучшие работы в номинации «Семейный архив», присланные в 2010 году на международный конкурс «Голос ребёнка» из стран Содружества. Сборник, посвящённый 65-летию Великой Победы, содержит детские сочинения, рисунки и фотографии о войне. Конкурс проводится уже более десяти лет, и с каждым годом количество участников растёт, расширяется его география. Если на первый конкурс в 2000 г. прислали работы около 400 школьников, то в 2009 г. их количество превысило 4,5 тысячи.
Проект «Голос ребёнка» берёт своё начало из постоянной рубрики газеты для детей и подростков «Твоя семья» (издательство «Региональная пресса»), также организатором проекта выступило творческое объединение «Мастерская Игоря Шадхана».
Сегодня «Голос ребёнка» представляет собой конкурс детских работ на предложенные темы, которые могут быть раскрыты участником конкурса в виде текста, рисунка, фотографии. Победители приглашаются в Санкт-Петербург для награждения. Принять участие в проекте могут дети от 7 до 17 лет.
Организаторами проекта «Голос ребёнка» поставлена высокая цель – дать возможность юному человеку осознать себя гражданином своей страны, частью её прошлого и настоящего, позволить детям донести свои мысли, переживания, значимые для них душевные аспекты до взрослых и до таких же, как они, – молодых граждан своего государства.
Количество тем ежегодного проекта менялось из года в год и составляло от 2 до 6, но неизменной остаётся тема семейного архива – история Великой Отечественной войны в истории семьи, которая отражена в книге «Четвёртое поколение. Страны Содружества». Дети, внуки и правнуки людей, переживших войну, из разных государств присылают свои работы: сочинения, рисунки и фотографии.
Война. Что означает это слово для детей XXI века? Фильмы, книги, рассказы взрослых? Легендарные герои? Красные и чёрные стрелочки на карте страны? Но послушаем голос ребёнка: «Я сижу на полу и никак не могу найти одну-единственную фотографию. На этой фотографии мой прадедушка… Я до сих пор не нашла её, а у меня по щекам уже катятся слёзы. Потому что я знаю, знаю очень хорошо, уж точно знаю лучше, чем эти спокойные и радостные люди, что будет дальше».
Я читаю эти строчки, и у меня перехватывает дыхание, а перед глазами встают фотографии моих близких.
Война и немецкая оккупация – это не только даты, цифры, различные статистические выкладки. Это люди. Письма и свидетельства тех, кто был там, кто знает, что такое военное время на самом деле.
А для нас главное – помнить. Ведь мы – это наши дети. Сквозь время, смену политических укладов, кризисы и катастрофы связь поколений выбрасывает новые ростки на дереве Памяти. «Я поняла, какой ценой завоёвано счастье жить на земле под мирным небом. Низко преклоняю перед Великим подвигом свою голову».
Дети слушают своих родителей, дедов, прадедов, дети и внуки начинают понимать и задумываться над такими словами, как «Родина», «подвиг», «семья». «По льду Ладожского озера моя прапрабабушка Анна вынесла с собой только дочь и старый семейный альбом. В годы блокады он мог дать тепло, но его сохранили как свет, как надежду. Надежду на то, что страницы альбома будут заклеены новыми фотографиями, что прямоугольные листочки картона сохранят память о прошлом, память о людях, их горестях и радостях, память о войне и упование на мир».
Одна из тем детских работ – «Как нам жить вместе?». Наши родители были единым народом – народом СССР. Они воевали, чтобы мы были счастливы… Что мешает людям жить в дружбе и согласии? Маленькие граждане открывают взрослым свой взгляд на эту проблему: «Под маленькими голубыми пирамидками лежат в Алтайской земле Мария и Александр Альбах. Я отнесу на могилы прабабушки и прадеда букеты. И по всей России будут дрожать на нежных лепестках цветов капли росы, словно слёзы, стекая на гранит постаментов и надгробий. Такие надгробия – это тоже моя Родина».
Сегодня книга объединила работы ребят из разных стран Содружества, и неважно, кто занял главные места на конкурсе, важно, что дети знают историю своей семьи, своей страны. Пишут, рисуют, фотографируют, переживают, сочувствуют, понимают, открывают для себя что-то новое, ценное.
Это наша Боль. Это наша Родина. Это наша Победа. И наши дети это знают. А те, кто ещё не знает, пусть узнают завтра.
«Хотелось бы, чтобы все люди были добры друг к другу, жили счастливо, не зная тревог, потому что, только живя в мире и согласии, человек может развиваться, творить и созидать на благо Родины. И ещё хотелось бы, чтобы люди жили без границ и все нации и народы дружили друг с другом, как было раньше. Ведь Победа – это их общая заслуга и общая история».
Проект «Голос ребёнка» – это новая традиция общения, объединяющая информационное пространство стран Содружества, способствующая укреплению межгосударственных отношений держав СНГ. Гуманистическая и гражданская направленность проекта, основанная на общечеловеческих ценностях, несмотря на непростое историческое прошлое, способна выстроить общее будущее наших наций.