Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Во всей красе

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Центральная чернозёмная область. – М.: Белый город, 2007. – 360 с.: ил.– (Серия «Живописная Россия»).

У издательства «Белый город» – одного из безусловных лидеров на рынке богато иллюстрированных альбомов и роскошных подарочных фолиантов – всё хорошо не только с художественным вкусом, работоспособностью (их каталог, вложенный, в частности, в рецензируемую книгу, буквально подавляет своим общим весом и масштабностью подхода), но также с креативностью, с кругозором, с изыскательским рвением. Деятельных «горожан» не может удовлетворить практика беспроигрышного во всех смыслах слова воспроизводства собраний живописных «сочинений» великих мастеров кисти, то чем многие их коллеги со спокойной совестью ограничиваются. Да и «фирменные» тематические книжные галереи «Белого города» – «Символизм в русской живописи», «Морской пейзаж» и тому подобные музеи под обложкой – творческого потенциала далеко не исчерпывают. 

Неустанные поиски должны приводить к счастливым находкам. Такой стала «Живописная Россия» – порядком подзабытая при всей её значительности, славная веха в истории отечественного книгопечатания. Многотомный фундаментальный труд, предпринятый 120 лет назад прекрасным издательством Маврикия Вольфа под общей редакцией выдающегося географа, путешественника и просветителя Петра Семёнова, в будущем Тянь-Шаньского, точнее всего характеризуется его же собственным развёрнутым подзаголовком – «Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». 

Всего на рубеже XIX–XX веков вышло 17 томов уникальной серии. «Белый город» на текущий момент выпустил пять книг, последней из которых стала «Центральная чернозёмная область». Даже простое перелистывание этого тома есть занятие, исполненное высокого эстетического удовольствия. Да, у нас в стране, несомненно, все области и земли по-своему живописны, но Черноземье по этой части всё же выделяется из общего ряда. Недаром ведь широкие просторы его породили столько всплесков истинного вдохновения, причём не у одних художников или поэтов, но и учёных мужей, свидетельством чему данная красивая книга. 

«Стоймя стоит «зелёный шум» густой листвы, взбудораживаемой при малейшем ветерке, переливающейся всеми оттенками зелени и блёстками разноцветного испода листьев», – пишет, например, В. Клюшников в очерке «Лесная окраина внутренней области». И рядом яркое живописное доказательство – полотно Юлия Клёвера «Дебри». «В Семиках принято обычаем наряжать берёзу», – сообщается в главе, посвящённой быту сельского населения, и на этой же странице замечательнейшим образом подтверждается чудесной акварелью Борисова-Мусатова «Венок васильков». Даже весьма безжалостные исторические экскурсы – о том, сколь «непривлекательное зрелище» представляло собой некогда провинциальное общество, в котором «умственная жизнь отсутствовала совсем» , будучи проиллюстрированы работами Добужинского и Федотова, не кажутся столь уж пессимистичным. 

Перед нами не репринт. К лучшим иллюстрациям оригинального издания добавлены сотни новых– высочайшего качества репродукции картин как классиков русского искусства, так и достойнейших мастеров второго, может быть, даже третьего ряда, иногда безвестных рисовальщиков. Так создаётся величественный образ той России, которую мы всё же потеряли не окончательно. По крайней мере память о ней – храним. 

Даниил ЧАПЛЫГИН

Обсудить в группе Telegram

Даниил Чаплыгин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS