Центральная чернозёмная область. – М.: Белый город, 2007. – 360 с.: ил.– (Серия «Живописная Россия»).
У издательства «Белый город» – одного из безусловных лидеров на рынке богато иллюстрированных альбомов и роскошных подарочных фолиантов – всё хорошо не только с художественным вкусом, работоспособностью (их каталог, вложенный, в частности, в рецензируемую книгу, буквально подавляет своим общим весом и масштабностью подхода), но также с креативностью, с кругозором, с изыскательским рвением. Деятельных «горожан» не может удовлетворить практика беспроигрышного во всех смыслах слова воспроизводства собраний живописных «сочинений» великих мастеров кисти, то чем многие их коллеги со спокойной совестью ограничиваются. Да и «фирменные» тематические книжные галереи «Белого города» – «Символизм в русской живописи», «Морской пейзаж» и тому подобные музеи под обложкой – творческого потенциала далеко не исчерпывают.
Неустанные поиски должны приводить к счастливым находкам. Такой стала «Живописная Россия» – порядком подзабытая при всей её значительности, славная веха в истории отечественного книгопечатания. Многотомный фундаментальный труд, предпринятый 120 лет назад прекрасным издательством Маврикия Вольфа под общей редакцией выдающегося географа, путешественника и просветителя Петра Семёнова, в будущем Тянь-Шаньского, точнее всего характеризуется его же собственным развёрнутым подзаголовком – «Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении».
Всего на рубеже XIX–XX веков вышло 17 томов уникальной серии. «Белый город» на текущий момент выпустил пять книг, последней из которых стала «Центральная чернозёмная область». Даже простое перелистывание этого тома есть занятие, исполненное высокого эстетического удовольствия. Да, у нас в стране, несомненно, все области и земли по-своему живописны, но Черноземье по этой части всё же выделяется из общего ряда. Недаром ведь широкие просторы его породили столько всплесков истинного вдохновения, причём не у одних художников или поэтов, но и учёных мужей, свидетельством чему данная красивая книга.
«Стоймя стоит «зелёный шум» густой листвы, взбудораживаемой при малейшем ветерке, переливающейся всеми оттенками зелени и блёстками разноцветного испода листьев», – пишет, например, В. Клюшников в очерке «Лесная окраина внутренней области». И рядом яркое живописное доказательство – полотно Юлия Клёвера «Дебри». «В Семиках принято обычаем наряжать берёзу», – сообщается в главе, посвящённой быту сельского населения, и на этой же странице замечательнейшим образом подтверждается чудесной акварелью Борисова-Мусатова «Венок васильков». Даже весьма безжалостные исторические экскурсы – о том, сколь «непривлекательное зрелище» представляло собой некогда провинциальное общество, в котором «умственная жизнь отсутствовала совсем» , будучи проиллюстрированы работами Добужинского и Федотова, не кажутся столь уж пессимистичным.
Перед нами не репринт. К лучшим иллюстрациям оригинального издания добавлены сотни новых– высочайшего качества репродукции картин как классиков русского искусства, так и достойнейших мастеров второго, может быть, даже третьего ряда, иногда безвестных рисовальщиков. Так создаётся величественный образ той России, которую мы всё же потеряли не окончательно. По крайней мере память о ней – храним.