Из-за проливных дождей и резкого таяния снегов в Восточных Саянах уровень воды в реке Ие в конце июня почти на семь метров превысил критические отметки. В зоне бедствия оказались 83 населённых пункта, были подтоплены свыше 6,6 тысячи жилых домов, семь человек погибло. Рассказать о ходе спасательных работ и прокомментировать появившиеся сообщения о том, что население не было оповещено о надвигающейся стихии, мы попросили вылетевшего на место трагедии депутата Госдумы, представляющего в нижней палате парламента Республику Бурятия, Забайкальский край и Иркутскую область, Александра Якубовского.
– Ситуация тяжёлая и осложняется тем, что ряд населённых пунктов отрезан водой от основных федеральных трасс. Например, город Тулун разделён рекой пополам, и в ту часть, которая находится за рекой, доставка гуманитарной помощи возможна только по железной дороге. Ещё один осложняющий фактор заключается в том, что вода пошла на спад и территории превращаются в вязкое болото, по которому не может пройти никакая техника, а на лодках чаще всего уже не проплыть. Не хватает предметов первой необходимости, в том числе для детей.
Из-за большой протяжённости частного сектора действительно были осложнения в своевременном оповещении населения о надвигающейся стихии. Большие вопросы вызывает сама система оповещения, её работоспособность и эффективность. Безусловно, правовую оценку действиям региональных властей и МЧС по этому вопросу должны давать надзорные органы. С просьбой об этом я уже обратился в Генеральную прокуратуру. Но уже сегодня появилась информация, что нарушения всё-таки имелись. При этом в социальных сетях распространяются не всегда реальные сведения о количестве пострадавших, например, и ходе спасательных работ, что негативно отражается на настроениях людей.
Спасательные работы ведутся активно, к ним привлечены Росгвардия, МЧС, большое количество волонтёров. Они разбирают завалы, помогают людям, которые размещены в организованных пунктах временного пребывания. Сейчас всё направлено на то, чтобы все своевременно получили медикаменты, адресную гуманитарную помощь, а также денежную компенсацию по поручению президента РФ. К сожалению, ещё вчера в некоторых районах только составлялись списки на её получение, что, соответственно, тормозит выплату компенсаций.
Информация о том, что требуется, в живом режиме публикуется в сетях и очень быстро находит отклик. В первую очередь хочу отметить моих земляков. Только один из пунктов сбора в Иркутске за три дня собрал более 160 тонн гуманитарной помощи от неравнодушных граждан. Я лично привёз медикаменты, которые передал фонд Лиза Алерт из Москвы. Спасательный отряд направил губернатор Псковской области, свою помощь предлагают все регионы. Денежные средства собирает и Ассоциация муниципальных образований Иркутской области. Формируется отряд волонтёров со всей страны, в ближайшее время отправится отдельный вагон с ними на помощь МЧС и военным.
Наша задача – проконтролировать, чтобы исполнительная власть на местах оперативно и объективно оценила ущерб. Только в этом случае возможно оперативно созвать внеочередную сессию Заксобрания и решить вопрос с выделением средств, чтобы они были максимально быстро доведены до пострадавших районов и позволили детям пойти в школы, людям восстановить жильё и решить вопрос с их расселением до холодов, которые в Сибири, к сожалению, наступают довольно рано.
Необходимо предусмотреть механизмы поддержки тех, кто потерял урожай, примерно треть сельхозпосевов в области пострадало. Также есть опасность эпидемии. На затопленной территории находятся размытые скотомогильники, кладбища, очистные сооружения. После схода воды санитарная обстановка может резко ухудшиться, нужен неусыпный контроль и профилактика.
Будем работать, будем добиваться восстановления и защиты прав всех пострадавших граждан.