Книга Юрия Лужкова «Вода и мир», о которой «Литературная газета» рассказала в № 46, весьма своевременна. Вопросы, связанные с сибирскими реками, надо решать срочно и всем отечеством. Необходимо ещё раз подчеркнуть: речь идёт не о «повороте северных рек», а о водозаборе (прежде всего из Оби). И то, что именно в этом плане мэр Москвы рассматривает давнюю проблему, обязательно найдёт единомышленников и понимание.
В 80-е годы мне довелось быть одним из великого множества противников переброски сибирских рек в Казахстан. Тогда на экологической конференции в Астрахани мы добились окончательного запрета этого проекта, остановки госфинансирования и всех начатых работ. Затем предотвратили строительство Катуньской ГЭС в Республике Алтай. Недавние землетрясения на Алтае подтвердили нашу правоту. Если бы эту ГЭС соорудили в горах, она стала бы своеобразным дамокловым мечом для алтайцев (как, впрочем, действующая Иркутская ГЭС для иркутян).
Возможные негативные последствия переброски сибирских рек представить ещё труднее. Поэтому миллионам людей, проживающим в сложных климатических условиях Западной Сибири, председателю правительства Омской области Леониду Полежаеву и его подчинённым чрезвычайно важно будет узнать, как в проекте отвода воды из сибирских рек политически, экономически, экологически и технически решены главные проблемы. Назову их.
Иртыш (приток Оби) берёт начало в Китае и имеет протяжённость на его территории, составляющую примерно 525 километров. Если китайцы будут использовать воду из Чёрного Иртыша для масштабного полива своих угодий, это на треть уменьшит водосток. Данную тему необходимо обсуждать с Китаем на самых высоких уровнях (включая научный, естественно).
В пределах Казахстана протяжённость Иртыша 1835 км. В 1962–1974 годах был построен канал Иртыш–Караганда, по которому вода подаётся на расстояние свыше 450 км в Экибастуз и Темиртау. То есть уже осуществлён водозабор из сибирской реки. Кроме того, на Иртыше в Казахстане воздвигнуты Бухтарминская и Усть-Каменогорская гидроэлектростанции с огромными водохранилищами. Обе ГЭС сданы Казахстаном в концессию американским компаниям, а им совсем неинтересно «сбрасывать» воду для орошения. Из-за этого «кормилица Сибири» Омская область потеряла 55% пойменных земель, которые были лишены промывного режима увлажнения, засолились и полностью утратили растительность. По причине «зарегулирования» стока Иртыша он перестал быть судоходным. В плане использования своих жизненно важных водных объектов Омская и Тюменская области фактически оказались в зависимости от американцев.
Правительство Омской области в связи с дефицитом воды было вынуждено принять решение о строительстве выше Омска гидроузла с земляной плотиной, водосбросом, гидроэлектростанцией, судоходным шлюзом и рыбопропускным сооружением.
Вышеназванные обстоятельства в проекте, предложенном Ю.М. Лужковым, необходимо учесть в самую первую очередь.
, эколог, доктор химических наук, академик РАЕН