Александр Матюшин, Донецк
История мелиорации земель Донбасса, водоснабжения региона богата и вполне могла бы стать сюжетом для произведения в духе соцреализма. В эпоху советской индустриализации Донбассу потребовались масштабные инфраструктурные проекты. Металлургия, угольная отрасль предполагают использование значительных водных ресурсов, и в 50-е годы ХХ века был реализован грандиозный проект – канал «Северский Донец – Донбасс».
Он не только обеспечил развитие мощнейшего промышленного региона, но и стал подспорьем для местного сельского хозяйства. История канала после развала СССР и особенно после 2014 года, а уж тем более после февраля 2022-го – это уже, скорее, сюжет для депрессивного постмодернистского романа или даже фильма-катастрофы.
Украина установила водную блокаду Донбасса. В этих условиях вода жителям ДНР подаётся по графику на несколько часов: в Мариуполе – раз в два дня, в Донецкой городской агломерации – раз в три дня, в Енакиево – раз в четыре дня.
Украина системно уничтожает то, что было создано нашими предками. Уничтожает со злорадством и руководствуясь очевидной целью – деморализовать население Донбасса. Впрочем, у этой украинской стратегии есть оборотная сторона – катастрофическая ситуация с водоснабжением подстёгивает нашу армию, диктует военную тактику и даже становится геополитическим фактором.
Масштабный проект строительства канала «Северский Донец – Донбасс» реализовали всего лишь за три года (1955–1958). Была создана уникальная инженерная система с насосными станциями и плотинами, учитывающая природные особенности края. Канал исправно эксплуатировался, модернизировался в последующие годы. Казалось, регион, который на советских плакатах называли «сердце России», навсегда лишён проблем с водой. Но советская империя распалась, и среди постсоветских государств возникла Украина.
Проблемы начались ещё в 1990-е. Снижение производства, грабительская приватизация, спад потребления воды, невнимание к инфраструктуре – всё это сказалось на канале. Далее – госпереворот 2014-го, образование ДНР и ЛНР, разрыв связей, экономическая блокада восставшего народа и разнообразные способы мести, один из которых – пытка жаждой.
В результате боевых действий 2014-го основной комплекс насосных сооружений на реке Северский Донец (в районе Славянка) остался под контролем украинцев. ДНР оказалась под угрозой полной водной блокады. Украинские власти получили возможность шантажировать регион. Перед глазами был пример Крыма, которому Украина перекрыла Северо-Крымский канал, питавшийся из Днепра. ДНР на какое-то время спасало то, что по её территории проходил водовод в оккупированный украинцами Мариуполь и ещё… коррупция. Она стала не только цементирующим фактором украинской государственности, но и средством решения вопросов с чиновниками этой страны. Однако после освобождения Мариуполя русской армией украинское руководство приняло решение о прекращении подачи воды в Донбасс, вывело из строя всю водонасосную систему, питавшую наш регион.
Весной 2022 года Донецк и прилегающие города оказались на грани гуманитарной катастрофы. В условиях жаркого южнорусского лета воды могло не быть неделями, постоянные обстрелы обесточивали водонасосные станции, которые качали воду из стремительно мелевших водоёмов. Люди выстроились в многочасовые очереди на немногочисленных родниках. Казалось, ещё чуть-чуть и Донецк вымрет не от ежедневных обстрелов, а от обезвоживания. Единственное, что вселяло надежду, – перспектива, что наши войска вот-вот освободят Славянск и оттуда потечёт живительная вода.
Однако наступила осень, и в результате контрудара противника российская армия отступила из Купянска, Изюма, Балаклеи, Красного Лимана. Наступление на Славянск и Краматорск было сорвано. Мы отдалялись от источника воды, который мог запитать города ДНР. Тем не менее ситуация в Донецке с водой отчасти стабилизировалась, её начали давать раз в три дня. Жители обзавелись пластиковыми бочками и бутылями для хранения воды. На первых этажах высотных домов появились врезные краны, чтобы люди с верхних этажей, куда не доставал напор, могли сделать водные запасы до следующей подачи.
Со взятием Авдеевки и движением нашей армии вперёд в Донецке практически прекратились обстрелы, жизнь всё больше стала напоминать мирную. Дончане привыкли к подаче воды через день, в городе даже ходили слухи, что введут ежедневную подачу. Но этого не случилось. Практически бесснежная зима, жаркое лето осушило наши водохранилища, а построенный водовод «Дон – Донбасс» обеспечивает лишь треть необходимого объёма. Донецк перешёл на график – четырёхчасовая подача раз в три дня.
Местные власти под руководством главы ДНР Дениса Пушилина решают проблему в рамках имеющихся возможностей. Был создан оперативный штаб, заседания которого проводятся каждый день, руководители всех профильных учреждений отчитываются о ситуации, получают указания. Ежедневно только в Донецке устраняется более 120 порывов сети. Изношенная система водоснабжения, которая не ремонтировалась со времён позднего СССР, просто не выдерживает. При каждой подаче воды происходят гидроудары, из-за чего ветхие трубы рвутся, теряется столь ценная влага.
– Когда идёт запуск и напитка системы (увеличивается давление), рвутся даже новые трубы на стыках, не говоря уже о старых изношенных, которые не менялись с советских времён, – говорит с сожалением глава ДНР.
Одновременно с ремонтом водоводов в городе расставляются десятитонные ёмкости, куда по определённому графику на водовозах доставляется техническая вода.
– Нужно не просто расставить емкости, их ещё нужно дополнительно наполнять. А ещё люди, по абсолютно понятным причинам, просят это делать по графику. График необходим, он должен соблюдаться, – говорит Денис Пушилин.
Одновременно с усилиями властей волонтёры бесплатно развозят воду в отдалённые районы города, где ещё совсем недавно проходила линия фронта, где всё еще отсутствуют магазины. Вода доставляется в первую очередь пенсионерам и инвалидам, а это основная масса населения таких районов.
Власть региона ведёт борьбу за снижение цен на питьевую воду. Если раньше вода стоила 5 рублей за литр, то сейчас, согласно постановлению правительства, она должна стоить 3,5 рубля за литр и ни копейкой больше. Часть коммерсантов, занимающихся розничной торговлей, заявили, что, несмотря на правительственные субсидии, торговать по такой цене им не выгодно, и закрыли торговые точки. Однако, когда коммерсанты увидели, что их коллеги продолжают торговать, а народного возмущения и ажиотажа вызвать не удалось, торговые точки открылись и возобновили продажу по установленной правительством ДНР цене.
Наши власти делают всё возможное, чтобы стабилизировать ситуацию с водой, вернув Донецк, как говорят психологи, в зону комфорта. Но очевидно, что окончательно и бесповоротно проблему водоснабжения можно решить лишь с освобождением Славянско-Краматорской агломерации и части Харьковской области.
Глядя на карту боевых действий, заметно, что наша армия решает не только сугубо военные задачи, связанные с отрезанием коммуникаций противника, но держит в уме задачи инфраструктурного характера. Тот же Купянск – не только важный логистический центр. От него на юг, в сторону Боровой, в направлении Изюма, Красного Оскола, Святогорска, лежит важная водная артерия – Краснооскольское водохранилище, которое проектировалось как часть системы канала «Северский Донец – Донбасс». Очевидно, что, обсуждая разнообразные планы «обмена территориями», «заморозки по линии соприкосновения», российская власть будет руководствоваться не стрелками на карте и отвлечёнными политическими резонами, а хозяйственной, экономической, инфраструктурной целесообразностью. «Заморозка» без освобождения регионов, включённых в систему водоснабжения (даже если оставить за скобками категорию исторической справедливости), невозможна. Территориальный вопрос может решаться только на основе анализа географии, экономики, промышленных, демографических перспектив региона. А после освобождения нам ещё предстоит масштабная работа по восстановлению водонапорной системы, плотин, водохранилищ, всей той инфраструктуры, которая была, по сути, уничтожена Украиной.
Пока наши бойцы в ожесточённых боях продвигаются к Славянско-Краматорской агломерации, штурмуют Покровск, Константиновку, Купянск. Продвигаются в том числе и к столь необходимым источникам водоснабжения.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Денис Пушилин, глава ДНР:
– Мы будем обеспечены водой полностью только после освобождения Славянска и восстановления канала «Северский Донецк — Донбасс». Все другие решения, включая вторую нитку водовода «Дон – Донбасс», что сейчас обсуждается, – это один из вариантов, один из альтернативных источников, один из способов частично улучшить ситуацию, но не закрыть полностью потребности Донбасса.