Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 октября 2018 г.
  4. № 41 (6662) (10.10.2018)
Литература

Воин, сказочник, герой…

Владислав Крапивин. Путь. 1990-е годы

09 октября 2018
Владислав Крапивин пишет не столько для детей, сколько для будущих взрослых...

Если бы не было книг Владислава Крапивина, наше детство всё равно состоялось бы. Но не было бы в нём той высокой и правильной ноты, которая помогает оставаться человеком во взрослой жизни.

1966 год. В свет выходит повесть Владислава Крапивина «Оруженосец Кашка». Эта книга о том, кто хочет управлять реальной жизнью, и о том, кто хочет создавать новую жизнь, достойную его души. Пройдут годы. В книгах, которые напишет Владислав Крапивин в 1970–1980 годы, в образе главного героя сольются воедино Воин и Сказочник, Герой и Поэт... А пока путь к этому слиянию только предстоит. 1971 год. Повесть «Баркентина с именем звезды». В этой повести мы получим представление о Главном Герое, ради которого автор создаёт свои книги на протяжении шестидесяти лет. Герой этот – избранный, поскольку способен любить мир не только как поэт, но и как рыцарь; отсюда его бескомпромиссность, когда реальная (не сказочная, не добрая) жизнь пытается заставить его жить по своим законам. Но для существования такой Души в этом мире необходим принцип духовного родства, который соединяет героев, способных своим словом, поступком, мечтой преобразовать реальность в мир, живущий по законам доброй сказки.

А дальше – 1990-е. Прыжок страны в капитализм, как в пропасть. До человеческого ли?.. Оказалось, да.

«Ведь Дорога всё равно получилась…» – говорит герой романа-фантазии Владислава Крапивина «Кораблики» («Помоги мне в пути…»). Дорога как ценность сама по себе. Лекарство от боли. Надежда. В романе не единожды прозвучат слова: «Дорога», «Путь», «Уход». Три персонажа проживают свои жизни под их знаком: Питвик (взрослый Петр Викулов), Петька Викулов (он же, но одиннадцатилетний мальчишка, выхваченный из своего времени и перенесённый на сто лет вперёд) и Конус (мозг, задействованный учёными для того, чтобы прорубить туннель в многомерных мирах). В «Кораб-ликах» приговорённость к беде достигнет не свойственных для более ранних произведений Крапивина масштабов: двенадцать тысяч беспризорных мальчишек и девчонок неотвязно преследуются бедой; только благодаря высшей космической логике ребятам с чёрных пароходов «Розалина» удастся избежать предначертанного земным дьяволом Полозом. Но не только пространство «Розалин» становится ареной борьбы Добра и Зла: эта борьба идёт в каждой отдельной человеческой душе. Смешение, переплетение двух начал приводит к тому, что происходит раздвоение душ, судеб, вариантов выхода из одной и той же ситуации. Раздвоенность, вариативность личности и её судьбы с наибольшей силой проявляется в противостоянии двух образов-антиподов. Особенностью жизненной философии, морали Феликса-Антуана Полоза является её аморфность, «текучесть», «диалектичность». Философия же Питвика – это философия констант. Ритуал, воплощающий потребность будущего Питвика в константах, – его обращение к Богородице. И лейтмотивом в романе «Кораблики» становится «молитва живым словом» – мольба души. Эти ритуалы содержат в себе то, без чего человеку не выстоять– Надежду. Её символ (и символ вечного Пути) – кораблики, которые Питвик и Петька оставляют у лика Богородицы и на могиле мамы…

Поиск правильного Пути в условиях социального слома Владислав Крапивин продолжит в романе «Бабушкин внук и его братья». В начале романа мы видим классическую ситуацию, в которой одиннадцатилетний ребёнок вынужден играть роль жертвы только потому, что сверстники назначили его жертвой. Алька Иволгин находит источник беды и слово, определяющее этот источник – Озм – «озверелый мир». В его пространстве главный герой постоянно совершает открытия. Например, открытием становится то, как озверелый мир воздействует на него самого: страх вторгается в душу, пытаясь заставить его жить инстинктами. Но именно с преодоления собственного страха начнётся противостояние Озму. Роман называется «Бабушкин внук…», потому что даже с родителями герою придётся вести бои за свою душу. В отличие от них, бабушка для Альки – истинно родной человек: именно она доказывает, что душу в Озме сохранить можно, и показывает, как это сделать. Отсюда система образов, воплощающих понятие родового гнезда: бабушкин дом, Евангелие, часы... И есть на планете Земля, словно бы любующейся своим беснованием (мотив лезущих в сознание новостей), особое пространство – Завязанная роща, странное для Земли не только с физической, но и с нравственной точки зрения. Здесь душа живёт по своим законам, а не по тем, которые навязал Озм. Всё истинное в романе связано с тайной, а случайности, совпадения – становятся знаками её проявления. Но совпадения бывают и злыми... Оказывается, что добрый мир и Озм связаны. В ходе повествования Алька постепенно подготавливается к осознанию драматичной истины: Озм – в нём самом… Именно для того, чтобы увидеть мир во всеобщей связи и показать, насколько тяжело для души бремя осознания этой связи всего со всем, неясности границы между добром и злом, автору и необходим особый герой. Нота неискушённой исповедальности, которую он при-вносит в повествование, внешне демонстрирует его слабость («Я – трус»), тем значительнее видится в финале человек, оказавшийся способным на Надежду: найти Слово, преобразующее мир.

Произведения Владислава Крапивина, созданные до 1990-х годов, можно было бы назвать светлой сказкой о мальчишке-герое (несмотря на драматизм ряда книг). Причём светлым делает её сам герой: он открыт миру и способен одухотворять его, он побеждает зло, используя своё духовное родство с окружающим пространством, людьми, а также Слово (детская считалка-заговор), способное преобразить мир. В произведениях 1990-х годов образ мира уже несёт в себе черты страшной сказки. Автор, как и прежде, воссоздаёт эволюцию своих героев, используя эстетические принципы романтизма, реализма, научно-фантастической литературы и фольклорное начало. Но если роман «Кораблики» предлагает в качестве выхода из пространства беды обращение к нравственным константам, сформулированным в прошлом человечества, то роман «Бабушкин внук и его братья» в качестве выхода видит поиски Души в той таинственной сфере, которую ещё только предстоит освоить в будущем. Как и прежде, вера в силу исцеляющего Слова становится основной поддержкой для героя в его борьбе за преображение злого мира. Но в отличие от более ранних произведений, финалы книг 1990-х – неоднозначны. Слишком всеохватно, всепроникающе зло, чтобы можно было уверенно сказать, что в следующую секунду оно не победит. Отсюда главенствующий образ, пронизывающий художественную ткань произведений В. Крапивина этого периода, – образ Надежды.

Каждый из нас, кто прошёл через 1990-е, знает не понаслышке о состоянии наших душ и умов в то время. И каждый из нас понимает, насколько сильным и мудрым Человеком надо быть, чтобы во время социального слома ясно и чётко видеть не только знаки беды, но и пути выхода из неё. Статью, посвящённую пятидесятилетию Владислава Крапивина («Урал», 1988, № 10), я начинала словами: «... мы всё дальше от социального вегетарианства». Статью, посвящённую восьмидесятилетию писателя, завершу так: порой этот уход от социального вегетарианства напоминает уход от человечности вообще. Но до какой бы точки этот процесс ухода ни дошёл, всегда будет Человек, который напомнит: есть Звёзды, Корабли, Душа.

Наталья Северова,
кандидат филологических наук


«ЛГ» поздравляет Владислава Петровича Крапивина с 80-летием! Желаем крепкого здоровья и новых книг!

Тэги: Юбиляция Герой Владислав Крапивин Воин Сказочник
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Поэт, гражданин, доброволец

    27.11.2022
  • Почтили память поэта и воина

    31.07.2022
  • Вернуться навечно

    23.06.2022
  • Прощание с воином-героем

    06.05.2022
  • Поэт и воин

    15.04.2022
  • Жанна Болотова: «Я ненавижу предательство…»

    97 голосов
  • Юбиляция

    67 голосов
  • Двойной праздник

    62 голосов
  • Поэт и воин

    51 голосов
  • Вернуться навечно

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS