, ЯРОСЛАВЛЬ
На годину смерти Александра Солженицына откликнулись многие телевизионные каналы, но, пожалуй, наиболее примечательным был фильм Ирины Изволевой «Между двух бездн» на «Культуре». Хотя фильм был посвящён не литературным метаниям и поискам великого писателя, а его нравственно-политической позиции, приведшей к конфликту и с коммунистическим, и с либеральным лагерем, это неотделимо от литературного творчества писателя и нашло отражение в его произведениях.
Второй бездне, либерально-демократической, было предоставлено в фильме больше места, чем первой, поскольку эта тема менее освоена телевидением. Наверное, поэтому в фильме оказался недостаточно проработанным конфликт между Александром Солженицыным, призывавшим к обновлению государственного устройства сообразуясь с историческими традициями, и Андреем Сахаровым, рекомендовавшим западную демократию как идеальную форму общественного бытия, универсальную для любой цивилизованной страны.
Кажется, фильму не помешало бы обращение к третьей бездне – к взглядам на общественное переустройство, высказанным и в художественном творчестве, и в социологических исканиях третьей гонимой в те же годы великой фигуры – Александра Зиновьева, пришедшего к концу жизни к выводу, что при всех своих недостатках «советское общество было вершиной российской истории», что это был «великий социальный эксперимент, и он оказал огромное влияние на всё человечество, и вся эволюция человечества шла и идёт под влиянием этого образца».
Ещё одному гонимому автору – Михаилу Зощенко был посвящён фильм «Меня били три раза…», сделанный очень профессионально, с любовью к творчеству выдающегося писателя, справедливо сравниваемому и по художественности, и по творческой эволюции с великим Гоголем. Хотя фильм поставлен экспериментальной студией, выполнен он тем не менее традиционно: как авторский рассказ о творчестве, с показом фотографий, документов, выступлениями тех немногочисленных оставшихся в живых лиц, что водили знакомство с Зощенко. Но ещё хотелось бы стать свидетелем дискуссии о значимости Зощенко для современной литературы, о действительности причин, подставивших именно Зощенко вместе с Анной Ахматовой под удар партийной дубины 1946 года.
Может быть, вместо хорошего учёного, излагающего в фильме события, происходившие с Зощенко, более впечатляющим был бы спор двух авторов фильма. Тогда приведённая в фильме фраза Зощенко о том, что его ненавидел Сталин и именно это стало причиной трагедии, не просто мелькнула бы, но и могла получить развитие. История с появлением одиозного постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» уже много лет активно обсуждается и в журнальной периодике, и в литературных изданиях. На этот счёт существуют полярные мнения, например, Вадима Кожинова и Лидии Чуковской. Происходили не только драматические, но и комические события, когда на правлении СП СССР только одна Мариэтта Шагинян голосовала за то, чтобы Зощенко восстановили, как и Ахматову, в СП, а остальные посчитали, что его следует принять заново как исправившегося и потому обновившегося. А сцена, произошедшая на похоронах Зощенко, где торжественность прощания была нарушена дискуссией, могла бы быть и вовсе уникальной. Но, видимо, всё это когда-нибудь будет в художественном фильме о Михаиле Зощенко, а пока можно только выразить благодарность «Культуре» и авторам фильма Павлу Басинскому и Александру Яковлеву, давшим толчок к дальнейшей разработке перспективной темы.
То, что телевизионный эксперимент плодотворен, показал фильм Дмитрия Менделеева об Альбере Камю из цикла «Библейский сюжет». Автор и ведущий этой программы Дмитрий Менделеев, являющийся редактором сериала «Святыни христианского мира» и художественным руководителем телевизионной студии «Неофит», выбрал нобелевского, как и Солженицын, лауреата в герои своего нового фильма, казалось бы, совершенно неожиданно. Ведь Камю длительное время состоял в коммунистической партии, неоднократно был упрекаем во Франции в атеизме, и его знаменитый афоризм «Быть язычником для себя, христианином для других – к этому инстинктивно склоняется всякий человек» мог бы стать поводом для совершенно произвольного толкования.
Однако за точку отсчёта духовности Альбера Камю был принят в фильме его роман «Первый человек», который не был закончен из-за смерти автора в автомобильной катастрофе. Но, судя по записным книжкам, он предполагался быть незаконченным: оборваться многоточием после слов «На пароходе, увозившем его обратно во Францию…». В этой незавершённости и должны были выразиться взаимоотношения героя романа и во многом авторского прототипа Жака с обществом, вошедшим в состояние абсурда, и Богом, вера в существование которого необходима для преодоления абсурдности бытия, когда все заведомо, независимо от грехов, приговорены к смертной казни. Автора не оттолкнули и слова Камю о том, что он чувствует святость Бога, но не верит в загробную жизнь, хотя она, казалось бы, неотделима от христианского учения.
Принятию «Первого человека» в качестве библейского сюжета, может быть, способствовало особо требовательное отношение Альбера Камю к взаимоотношениям между людьми и Богом: «Есть люди, которые его любят, даже среди христиан. Но только их даже по пальцам можно пересчитать». И таким человеком для него становится мать, и её он отождествляет с Богом. И в этом он не видит крамолы, поскольку мать воплощает христианские заповеди, нарушаемые самим Жаком.
Достоинством фильма служит и то, что он сопровождается не воспоминаниями людей, знавших Камю, а картинами выдающихся мастеров, в частности Чюрлёниса, усиливающими эффект от фильма. А о бездне, оказавшейся в заголовке фильма о другом нобелевском лауреате, Альбер Камю в 1956-м, оттепельном для нас году сказал: «Я не хотел быть человеком бездны. Я стремился к нормальной жизни изо всех сил – и ничего не добился. Вместо того, чтобы мало-помалу приближаться к цели, я с каждым днём подхожу всё ближе к краю бездны…» Своего «Первого человека» он посвятил матери, не умевшей читать.
Это очень хорошо, что литературная классика целеустремлённо проповедуется «Культурой», ещё и регулярные чтения теперь идут – вот Алла Демидова читает Бунина. Но всё ждёшь и ждёшь, когда на экране появятся и современные авторы, и в первую очередь совсем уж забытые телевидением писатели, причисляемые к традиционалистам и показывающие ту жизнь, которой живёт большинство народа. А эти писатели есть, и голос их должен быть услышан: De Profundis clamavi – «Из бездны взываю».