Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Вокзал» Глазкова

01 января 2007

ПАМЯТЬ

Основатель уникального «Поэтограда» и литературного течения «небывализм» Николай Глазков родился в небольшом приволжском городе Лыскове, но ещё с дошкольной поры переехал с родителями в Москву. Формально столичным жителем поэт оставался до самой своей кончины. У него в стихах указан даже точный адрес – «Арбат, 44, квартира 22». Однако далеко не всегда Николая Ивановича можно было там застать. Для одной из своих книг поэт придумал название «Вокзал». Прочтённое наоборот, это слово воспроизводило почти всю его фамилию, а главное – отвечало глазковской страсти к путешествиям. Известно, что только в Якутии поэт-непоседа бывал неоднократно. Переводил стихи тамошних коллег и набирался впечатлений для собственного творчества. Заметный след в его стихах оставили поездки на Тамбовщину и Урал, в Оренбургскую область. А из коротких маршрутов самым любимым для Глазкова был тот, который приводил его на платформу Перловскую по Ярославке. Там, на тихой и зелёной Ульяновской улице, ныне упирающейся в МКАД, был давний дом его супруги – художницы Росины Моисеевны Глазковой. И в течение примерно четверти века именно там поэт Николай Глазков любил проводить тёплую половину года.

Как человек общительный, Николай Иванович принимал в Перловке столичных друзей, а также изучал окрестности, обзаводился новыми знакомыми. Он быстро установил творческую связь с редакцией мытищинской районной газеты. Приносил туда стихи, причём делал это и после того, как у него наконец-то стали выходить книги. Так было в середине 50-х, все 60-е и несколько позже. В начале 70-х поэт побывал на одном из занятий Мытищинского ЛИТО имени Дмитрия Кедрина. Оно собиралось тогда на улице Колонцова в Старых Мытищах, где находились редакция районки и типография. После того памятного занятия мне и Григорию Кружкову посчастливилось проводить нашего замечательного гостя до самого Арбата – дело было зимой…

Николай Глазков неоднократно становился участником «Литературных страниц» газеты. В его стихах нашли своё отражение подмосковная природа и даже наша топонимика – Пироговское водохранилище, речка Ичка. Кстати сказать, об этом небольшом притоке Яузы знают далеко не все мытищинцы.

Когда мы в одном из последних глазковских стихотворений встречаем строчку-восклицание «Живописны яблони и вишни», у нас есть все основания считать, что перед взором тяжелобольного поэта вставали во всей вешней красе именно сады Перловки.

С той поры миновало более тридцати лет. За это время память о нашем почётном земляке Николае Глазкове нисколько не потускнела. В известной степени её поддержанию служит мемориальная глазковская экспозиция, ещё в 80-е годы открытая в Мытищинском историко-художественном музее. Один из его залов полностью посвящён литературе и разделён на две половины – кедринскую и глазковскую.

Дмитрий Кедрин не жил в пределах нынешних Мытищ, но три года он был литсотрудником многотиражки Мытищинского вагоностроительного завода. В середине 40-х годов Николай Глазков вполне мог бывать на занятиях поэтического семинара при «Молодой гвардии», которым руководил Дмитрий Борисович. Первое кедринское «Избранное», датированное 1947 годом, было, к сожалению, уже посмертным изданием. Напечатанная в нём повесть в стихах «Конь» так заинтересовала Глазкова, что он вкратце законспектировал её стихами.

Материалы для музейных экспозиций Дмитрия Кедрина и Николая Глазкова собирались с помощью их вдов – Людмилы Ивановны и Росины Моисеевны. Включились в это дело и дети поэтов. На одном из стендов кедринской половины литературного зала представлена книга «Жить вопреки всему», написанная Светланой Дмитриевной Кедриной. А сын Глазкова и его тёзка (его в семье называли Коля-маленький) выполнил масляными красками отличный портрет отца. Николай Николаевич запечатлел поэта в удачнейший рабочий момент – будто только что из-под его пера вышли известные многим любителям поэзии строки:

Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней.

Автора этих и множества других блистательных стихотворных афоризмов, острот, словесных находок посетитель музея может увидеть на фотографиях с родителями, женой, друзьями или в роли «летающего мужика» из кинофильма «Андрей Рублёв». Говорят, там грима почти не было. А вот на парадной трибуне Большого зала ЦДЛ Николай Иванович не очень-то на себя похож. Его жанр, как известно, реплика с места.

В центре экспозиции – письменный стол поэта. Он стоит перед стеной с большим чёрно-белым снимком, где Глазков сидит за пишущей машинкой перед лампой с пластмассовым абажуром. Здесь же две укрупнённые шахматные фигуры – конь и ладья. Как известно, Николай Иванович был большим любителем этой игры.

А вот, пожалуй, самый ценный экспонат – листок бумаги с началом поэмы военной поры «Хлебозоры». На нём уместилась первая небольшая глава и вторая – под названием «Молитва»:

Господи, вступися за Советы,
Сохрани страну от «высших рас»
Потому, что все твои заветы
Нарушает Гитлер чаще нас.

Есть, конечно, и витрина с книгами Николая Глазкова. Стоит отметить, что на обложке дебютного сборника «Моя эстрада», изданного в Калинине, нет ещё полного имени автора, а только инициал – Н. Глазков.

Во все годы существования глазковской экспозиции посетители музея особо интересовались разделом подарков поэту. Прежде всего это якутские сувениры вроде шаманского пояса с бубенчиками или специфических сосудов – чоронов. Оригинально выглядят и презенты от московских друзей Глазкова, украшенные надписями в его же духе. А с недавних пор здесь появилась уникальная коллекция самодельных книжечек поэта – его так называемого самсебяиздата.

А своей ершистости, своего духа противоречия поэт не терял до последнего. Вот концовка его стихотворения 1978 года:

Жизнь – это искусство для искусства,
Смело устремлённое в века!


Юрий ПЕТРУНИН, руководитель Мытищинского ЛИТО имени Дмитрия Кедрина

Обсудить в группе Telegram

Юрий Петрунин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS