ПОЗАДИ МОСКВА
–Этот фильм нужно показывать по всем каналам ежедневно! Утром, днём и вечером! Чтобы вся страна смогла его посмотреть! – воскликнул председатель жюри, профессор Игорь Беляев после демонстрации конкурсного фильма «Второе рождение».
Его герой, командир экипажа военно-транспортного Ил-76 Андрей Зеленко, сумевший посадить загоревшийся при взлёте самолёт, и за секунды до взрыва вместе с экипажем эвакуировать более 200 призывников из Дагестана, достоин того, чтобы его знала вся страна! Ей-богу, молодым надо брать пример с него – сильного, спокойного, немногословного, умного, красивого человека, а не с тусовочных персон, оккупировавших «ящик». И эмоциональное пожелание одного из родоначальников отечественного телевидения не такое уж несбыточное – не всё же «юношей, обдумывающих житьё», будут пичкать «Домом-2», «Фабрикой-5» и бесчисленными программами, которые то ниже пояса, то ниже плинтуса.
И герой фильма Эллы Короленко «Вертолётчик» питерский спасатель Вадим Базыкин может служить примером для подражания! И комбриг, взявший в 1999 году селение Карамахи, из фильма «Война и мир полковника Керского»! Да все фильмы – победители IV Международного фестиваля военно-патриотических фильмов имени Сергея Бондарчука «Волоколамский рубеж» достойны широкого, с соответствующей рекламной подготовкой показа на главных телеканалах. Но покуда, к сожалению, у нас рекламируется совсем другое.
Как будто в порядке исключения на телеэкранах появляются глубокие фильмы: и игровые, и документальные, но им очень трудно преодолевать редуты «фельдмаршала Рейтинга» и «гауляйтера Формата». Как сказал один из гостей фестиваля: «На Волоколамской земле были остановлены фашисты, и фестиваль «Волоколамский рубеж» должен стать именно рубежом противостояния жёлтому телевидению и развеять миф о непобедимости либерально-криминального воинства, которое захватило в 90-е годы банки, телеграф, и в первую очередь, конечно, телеэфир России».
БЕЗ ФАЛЬШИ
Мне выпала честь работать в жюри конкурса документальных фильмов. Я видел фестиваль изнутри и могу ответственно заявить, что в отличие от многих других он отлично организован. Гостеприимство небольшого, но с древней историей славного подмосковного Волоколамска радовало и воодушевляло. Открытие происходило в недавно построенном огромном Дворце спорта. В зале на тысячу мест не было ни одного свободного места. И вот что поразительно: когда смотришь многочисленные телеконцерты, часто ловишь себя на мысли, что находишься где-то за границей; а во время церемонии открытия «Волоколамского рубежа» не покидало ощущение, что ты наконец вернулся на родину, что ты у себя дома. Здесь пели русские песни, звучала великая музыка и поэзия, выступали замечательные артисты, а не одноразовые «звёзды» и «поющие трусы». Но не было и натужного квасного патриотизма и поверхностного «футбольного» – тоже. А были вкус, сердечность и талант.
В Волоколамск приехали выдающиеся артисты Татьяна Самойлова, Алексей Петренко, Юрий Назаров, Василий Лановой, Александр Голобородько, легендарный спортсмен Василий Алексеев, режиссёры и актёры из многих городов России, а также дальнего и ближнего зарубежья (большая делегация прибыла из города – побратима Волоколамска героического сербского Пожареваца). Торжественно открыли кинофестиваль его инициаторы: президент – царственная Ирина Константиновна Скобцева, председатель оргкомитета – глава администрации района Вячеслав Карабанов, а также министр культуры правительства Московской области Галина Ратникова и народный артист России Клим Лаврентьев.
ПОБЕДИТЕЛИ
Выбор 24 конкурсных фильмов порадовал разнообразием и высоким уровнем – жюри было из чего выбирать. Коротко расскажу о других (кроме уже названных) фильмах-победителях. «Целую, мама» – пронзительный, мастерский рассказ режиссёра Алексея Васильева о женщине-медработнике, погибшей на второй чеченской войне, получил главный приз. Фильм талантливого красноярца Владимира Васильева «Чувствую себя защитником» – о двух инвалидах, ветеранах той же войны, но не сдавшихся и не отчаявшихся. Лишившийся ног человек в финале говорит, что, если понадобится, он опять пойдёт защищать родину, на протезах, но пойдёт, и ты веришь ему, и веришь в то, что и с армией, и со страной всё может наладиться.
«Полк, смирно!» – двадцатиминутный шедевр Бориса Лизнева. Снятый одним кадром с одной фотографии. Сфотографирован весь (!) Кексгольмский императорский полк. Камера путешествует по лицам солдат и офицеров, за кадром звучит замечательно точно разыгранная композиция из переписки солдат с роднёй, кончающаяся пением царского гимна. Удивительное мастерство режиссёра, его чувство ритма, чувство страны и исторической связи нас, нынешних, с солдатиками начала прошлого века.
«До войны я был маленьким» – фильм тоже исторический и тоже неожиданный. О мальчишках, сбегавших на фронт почти 100 лет назад. Оказывается, тогда их, «детей полка», было очень много, не сотни, а тысячи и тысячи. Молодые режиссёры Анна Булгакова и Денис Федорин нашли уникальные документальные кадры времён Первой мировой войны о юных смельчаках, которые умирали за Родину. А мы-то думали, что массовый детский героизм был только на Великой Отечественной.
В фильм Бане Милошевича «Косово. Бесконечный погром» рассказана история албанского терроризма, кончившаяся геноцидом сербов в Косово. Ужасающая хроника: осатаневшие боевики забираются на купол и срывают кресты с православного храма, а потом сжигают его; останавливают машины с сербскими беженцами, людей из них вытаскивают, избивают и убивают. И никакие миротворцы ничего не могут поделать… Что-то подобное могло случиться (и отчасти случилось) в нашей стране. Этот фильм – скорбное, страшное предупреждение.
Награды фестиваля получили также: «Маршал поля» о полководце Коневе (Марина Дохматская), «Забытая победа» о малоизвестных страницах обороны Кавказа (Рафаэль Гаспарянц), «Человек-амфибия» (Алексей Малечкин) об удивительной Галине Шуреповой, выжившей в фашистском концлагере, дублировавшей в 50-е Анастасию Вертинскую в подводных съёмках известного фильма, а потом ставшей первой в мире дрессировщицей дельфинов.
О ДОМЕ НУЖНО ДУМАТЬ
Главное впечатление от конкурса неигровых фильмов – двойственное: чувство гордости за отечественных кинематографистов и горькое понимание того, что при нынешнем положении вещей вряд ли скоро и достойно они будут представлены на ТВ. Между тем давно назрел поворот российского телевидения от столичной тусовки к России. К нашей огромной стране, которая встаёт в полный рост в фестивальных фильмах. Смею думать, что телевидение (особенно государственное) – не только «фабрика звёзд и грёз», обеспечивающая существование топ-менеджеров каналов, но и мощнейший инструмент воспитания. Те, кто говорит, что воспитательных функций у телевидения нет, цинично лгут – телевидение всегда влияет, всегда воспитывает, но кого? Пока оно воспроизводит большей частью не достойных граждан страны, а бездумных прожигателей жизни и пофигистов. У нас в свободном доступе множество коммерческих каналов, а, например, образовательного, или православного, или документального каналов нет. Хорошо бы наоборот. Пусть желающие наслаждаются «амораловом» с «развлекаловом» на закрытых платных каналах, а в свободном доступе должно быть нравственное телевидение.
РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ
В конкурсе игровых фильмов главный приз, а также специальный приз жюри «За лучший актёрский ансамбль» завоевал фильм Никиты Михалкова «12». Как и на московских премьерах этого фильма, в Волоколамске зал в финале аплодировал стоя. По воздействию и значению, как мне кажется, этот фильм не менее важен, чем «Остров» Лунгина и Мамонова. В «Острове» главный герой – русский монах, здесь – офицер. Словосочетание «русский офицер» в советское время на ТВ не употреблялось, хотя мне приходилось его слышать от военнослужащих (и отнюдь не только этнических славян). Оно связывало офицеров славного прошлого России с офицерами нашего времени. Это понятие включало в себя не только самоотверженность и верность присяге, но и самостоятельно возложенную на себя ответственность за судьбу Родины. О людях чести, русских офицерах Никита Михалков снял фильм «Сибирский цирюльник», и потом в документальном сериале «Русский выбор» о белой эмиграции он настойчиво возвращал это понятие в культурный обиход.
Фильм «12» – о нас обо всех, но в первую очередь – о русских офицерах. О том, который был убит, после того как усыновил сына погибшего друга-чеченца, и о том персонаже, которого играет Никита Михалков. По ходу действия присяжные расследуют истинные обстоятельства дела, но главное расследование происходит на территории их совести. На совести каждого. В конце концов они нашли в своей душе источник милосердия и справедливости. И слава богу! Но подвиг в фильме совершает именно герой Михалкова. Он берёт на себя ответственность за «чеченёнка». И я ему верю. Не только потому, что он убедительно играет, а потому, что сыгранный им русский офицер неотделим от героев документальных фильмов, которые я увидел на фестивале. Они тоже произносили словосочетание «русский офицер». И тогда у меня тоже выступали слёзы на глазах. Михалков не выдумал своего героя. Они в России есть. В этом главная победа Волоколамского фестиваля.