Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Волоколамский рубеж

01 января 2007

ТЕЛЕ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Александр КОНДРАШОВ

ПОЗАДИ МОСКВА
–Этот фильм нужно показывать по всем каналам ежедневно! Утром, днём и вечером! Чтобы вся страна смогла его посмотреть! – воскликнул председатель жюри, профессор Игорь Беляев после демонстрации конкурсного фильма «Второе рождение».
Его герой, командир экипажа военно-транспортного Ил-76 Андрей Зеленко, сумевший посадить загоревшийся при взлёте самолёт, и за секунды до взрыва вместе с экипажем эвакуировать более 200 призывников из Дагестана, достоин того, чтобы его знала вся страна! Ей-богу, молодым надо брать пример с него – сильного, спокойного, немногословного, умного, красивого человека, а не с тусовочных персон, оккупировавших «ящик». И эмоциональное пожелание одного из родоначальников отечественного телевидения не такое уж несбыточное – не всё же «юношей, обдумывающих житьё», будут пичкать «Домом-2», «Фабрикой-5» и бесчисленными программами, которые то ниже пояса, то ниже плинтуса.
И герой фильма Эллы Короленко «Вертолётчик» питерский спасатель Вадим Базыкин может служить примером для подражания! И комбриг, взявший в 1999 году селение Карамахи, из фильма «Война и мир полковника Керского»! Да все фильмы – победители IV Международного фестиваля военно-патриотических фильмов имени Сергея Бондарчука «Волоколамский рубеж» достойны широкого, с соответствующей рекламной подготовкой показа на главных телеканалах. Но покуда, к сожалению, у нас рекламируется совсем другое.
Как будто в порядке исключения на телеэкранах появляются глубокие фильмы: и игровые, и документальные, но им очень трудно преодолевать редуты «фельдмаршала Рейтинга» и «гауляйтера Формата». Как сказал один из гостей фестиваля: «На Волоколамской земле были остановлены фашисты, и фестиваль «Волоколамский рубеж» должен стать именно рубежом противостояния жёлтому телевидению и развеять миф о непобедимости либерально-криминального воинства, которое захватило в 90-е годы банки, телеграф, и в первую очередь, конечно, телеэфир России».

БЕЗ ФАЛЬШИ
Мне выпала честь работать в жюри конкурса документальных фильмов. Я видел фестиваль изнутри и могу ответственно заявить, что в отличие от многих других он отлично организован. Гостеприимство небольшого, но с древней историей славного подмосковного Волоколамска радовало и воодушевляло. Открытие происходило в недавно построенном огромном Дворце спорта. В зале на тысячу мест не было ни одного свободного места. И вот что поразительно: когда смотришь многочисленные телеконцерты, часто ловишь себя на мысли, что находишься где-то за границей; а во время церемонии открытия «Волоколамского рубежа» не покидало ощущение, что ты наконец вернулся на родину, что ты у себя дома. Здесь пели русские песни, звучала великая музыка и поэзия, выступали замечательные артисты, а не одноразовые «звёзды» и «поющие трусы». Но не было и натужного квасного патриотизма и поверхностного «футбольного» – тоже. А были вкус, сердечность и талант.
В Волоколамск приехали выдающиеся артисты Татьяна Самойлова, Алексей Петренко, Юрий Назаров, Василий Лановой, Александр Голобородько, легендарный спортсмен Василий Алексеев, режиссёры и актёры из многих городов России, а также дальнего и ближнего зарубежья (большая делегация прибыла из города – побратима Волоколамска героического сербского Пожареваца). Торжественно открыли кинофестиваль его инициаторы: президент – царственная Ирина Константиновна Скобцева, председатель оргкомитета – глава администрации района Вячеслав Карабанов, а также министр культуры правительства Московской области Галина Ратникова и народный артист России Клим Лаврентьев. 

ПОБЕДИТЕЛИ
Выбор 24 конкурсных фильмов порадовал разнообразием и высоким уровнем – жюри было из чего выбирать. Коротко расскажу о других (кроме уже названных) фильмах-победителях. «Целую, мама» – пронзительный, мастерский рассказ режиссёра Алексея Васильева о женщине-медработнике, погибшей на второй чеченской войне, получил главный приз. Фильм талантливого красноярца Владимира Васильева «Чувствую себя защитником» – о двух инвалидах, ветеранах той же войны, но не сдавшихся и не отчаявшихся. Лишившийся ног человек в финале говорит, что, если понадобится, он опять пойдёт защищать родину, на протезах, но пойдёт, и ты веришь ему, и веришь в то, что и с армией, и со страной всё может наладиться.
«Полк, смирно!» – двадцатиминутный шедевр Бориса Лизнева. Снятый одним кадром с одной фотографии. Сфотографирован весь (!) Кексгольмский императорский полк. Камера путешествует по лицам солдат и офицеров, за кадром звучит замечательно точно разыгранная композиция из переписки солдат с роднёй, кончающаяся пением царского гимна. Удивительное мастерство режиссёра, его чувство ритма, чувство страны и исторической связи нас, нынешних, с солдатиками начала прошлого века.
«До войны я был маленьким» – фильм тоже исторический и тоже неожиданный. О мальчишках, сбегавших на фронт почти 100 лет назад. Оказывается, тогда их, «детей полка», было очень много, не сотни, а тысячи и тысячи. Молодые режиссёры Анна Булгакова и Денис Федорин нашли уникальные документальные кадры времён Первой мировой войны о юных смельчаках, которые умирали за Родину. А мы-то думали, что массовый детский героизм был только на Великой Отечественной.
В фильм Бане Милошевича «Косово. Бесконечный погром» рассказана история албанского терроризма, кончившаяся геноцидом сербов в Косово. Ужасающая хроника: осатаневшие боевики забираются на купол и срывают кресты с православного храма, а потом сжигают его; останавливают машины с сербскими беженцами, людей из них вытаскивают, избивают и убивают. И никакие миротворцы ничего не могут поделать… Что-то подобное могло случиться (и отчасти случилось) в нашей стране. Этот фильм – скорбное, страшное предупреждение.
Награды фестиваля получили также: «Маршал поля» о полководце Коневе (Марина Дохматская), «Забытая победа» о малоизвестных страницах обороны Кавказа (Рафаэль Гаспарянц), «Человек-амфибия» (Алексей Малечкин) об удивительной Галине Шуреповой, выжившей в фашистском концлагере, дублировавшей в 50-е Анастасию Вертинскую в подводных съёмках известного фильма, а потом ставшей первой в мире дрессировщицей дельфинов.
О ДОМЕ НУЖНО ДУМАТЬ
Главное впечатление от конкурса неигровых фильмов – двойственное: чувство гордости за отечественных кинематографистов и горькое понимание того, что при нынешнем положении вещей вряд ли скоро и достойно они будут представлены на ТВ. Между тем давно назрел поворот российского телевидения от столичной тусовки к России. К нашей огромной стране, которая встаёт в полный рост в фестивальных фильмах. Смею думать, что телевидение (особенно государственное) – не только «фабрика звёзд и грёз», обеспечивающая существование топ-менеджеров каналов, но и мощнейший инструмент воспитания. Те, кто говорит, что воспитательных функций у телевидения нет, цинично лгут – телевидение всегда влияет, всегда воспитывает, но кого? Пока оно воспроизводит большей частью не достойных граждан страны, а бездумных прожигателей жизни и пофигистов. У нас в свободном доступе множество коммерческих каналов, а, например, образовательного, или православного, или документального каналов нет. Хорошо бы наоборот. Пусть желающие наслаждаются «амораловом» с «развлекаловом» на закрытых платных каналах, а в свободном доступе должно быть нравственное телевидение.

РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ
В конкурсе игровых фильмов главный приз, а также специальный приз жюри «За лучший актёрский ансамбль» завоевал фильм Никиты Михалкова «12». Как и на московских премьерах этого фильма, в Волоколамске зал в финале аплодировал стоя. По воздействию и значению, как мне кажется, этот фильм не менее важен, чем «Остров» Лунгина и Мамонова. В «Острове» главный герой – русский монах, здесь – офицер. Словосочетание «русский офицер» в советское время на ТВ не употреблялось, хотя мне приходилось его слышать от военнослужащих (и отнюдь не только этнических славян). Оно связывало офицеров славного прошлого России с офицерами нашего времени. Это понятие включало в себя не только самоотверженность и верность присяге, но и самостоятельно возложенную на себя ответственность за судьбу Родины. О людях чести, русских офицерах Никита Михалков снял фильм «Сибирский цирюльник», и потом в документальном сериале «Русский выбор» о белой эмиграции он настойчиво возвращал это понятие в культурный обиход.
Фильм «12» – о нас обо всех, но в первую очередь – о русских офицерах. О том, который был убит, после того как усыновил сына погибшего друга-чеченца, и о том персонаже, которого играет Никита Михалков. По ходу действия присяжные расследуют истинные обстоятельства дела, но главное расследование происходит на территории их совести. На совести каждого. В конце концов они нашли в своей душе источник милосердия и справедливости. И слава богу! Но подвиг в фильме совершает именно герой Михалкова. Он берёт на себя ответственность за «чеченёнка». И я ему верю. Не только потому, что он убедительно играет, а потому, что сыгранный им русский офицер неотделим от героев документальных фильмов, которые я увидел на фестивале. Они тоже произносили словосочетание «русский офицер». И тогда у меня тоже выступали слёзы на глазах. Михалков не выдумал своего героя. Они в России есть. В этом главная победа Волоколамского фестиваля.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS