Волшебное шоу «Спящая красавица» создано в музыкальном театре «На Басманной», конечно же, по сказке Шарля Перро. Но у великого фантазёра сюжет появился 310 лет назад, а Пётр Чайковский сочинил свой балет только в конце XIX века, и тот превосходно жил на российской, советской и мировой сцене в постановке Мариуса Петипа. В последнее время «Спящую красавицу» ставят не только в музыкальных, но и в кукольных театрах, из неё навострились делать мультики, но, похоже, петь герои этой знаменитой сказки никогда не отваживались. Музыкальный театр «На Басманной» опрокинул устоявшиеся традиции, предложив публике свой вариант прочтения известной всему миру истории. И в ней, помимо музыки Чайковского, зазвучали ещё и мелодии из произведений другого русского композитора – Модеста Мусоргского. Либретто преображённого в духе времени действа написал актёр и режиссёр театра «На Басманной» Вячеслав Архипов. А поставила спектакль художественный руководитель коллектива, заслуженная артистка России Жанна Тертерян.
В результате новый вариант сказки обрёл иной, чем у Шарля Перро, подход ко всем событиям, связанным и с принцессой, и с её окружением. Ведь там и она, и королевский двор засыпают на сто лет, кроме разве что родителей, у которых оказались неотложные государственные дела, помешавшие разделить с дочерью её участь. А в волшебном шоу феям, чтобы спасти девочку от укола веретена, пришлось унести грудное дитя и спрятать его от родителей в своём домике аж на целых шестнадцать лет. Как тут не вспомнить о наших детских домах и лишённых родительских прав папах и мамах и не подумать о том, что могло вырасти из дитяти, воспитанного какими-то посторонними тётеньками! Правда, феи очень любили свою воспитанницу. Но делать, увы, могли совсем немного. У одной не получалось пироги печь: всё сгорало в духовке. У другой пыль поднималась столбом, когда она собиралась в доме прибраться. А третья вроде бы только и умела, что сама наряжаться, зато платье для принцессы всё-таки сшить ухитрилась. И в этом чудесном платье принцесса Аврора (так её зовут в спектакле театра «На Басманной») устремляется вместе с феями в замок. А по пути встречает принца, сына короля из соседнего государства. И он, конечно же, влюбляется в девушку, а она – в него. Потом был и укол веретеном, и сон вместо смерти. Но уже не длиною в сто лет, а очень и очень недолгий, потому что любовь, как утверждает театр «На Басманной», действительно творит чудеса. Принц сражается со всякой нечистью, возглавляемой злой феей Хорроной, и освобождает свою любимую ото сна вместе с родителями, которые, в отличие от замысла Шарля Перро, тоже заснули одновременно со своей дочуркой, едва увиденной ими после разлуки.
Кстати, в принцессу, которую играет Анастасия Головина, влюбляется не только юный принц Александра Кольцова, но и все, кто смотрит этот спектакль. Она пленяет своей хрупкостью, наивностью и чистым высоким голосом, взлетающим вместе с её мечтами и надеждами куда-то высоко-высоко: то ли под колосники, то ли в поднебесье. И когда о ней заботятся милые, смешные и добрые феи – Фэт Ирины Баженовой, Бьют Елены Калашниковой и Клэб Аллы Комаровой, то в их чувствах сомневаться не приходится. И уж тем более в любви её родителей. Они, конечно же, по-своему сказочные и забавные: и Король Филипп Геннадия Землянского – красивый, заносчивый и весёлый, и королева Виктория Натальи Цыплаковой, которая рядом со своим крикливым мужем выглядит скромной, нежной и сердечной.
Очень яркой фигурой в спектакле стала фея Хоррона в исполнении Юлии Романовой. И если у Шарля Перро она всего-навсего злобная старуха, которая мстит за нанесённую ей обиду, то в постановке Тертерян это молодая фурия, упивающаяся своими злодействами и ведущая себя, как разнузданная шоу-звезда, которой всё нипочём.
Постановка Тертерян действительно оправдывает обозначенный ею в программе жанр волшебного шоу. Здесь есть и таинственные превращения, когда Хоррона из согнутой в знак вопроса старой ведьмы на глазах у зрителей оборачивается молодой, красивой и вполне современной женщиной, модно одетой, накрашенной, да ещё и великолепно поющей и танцующей вместе со свитой своих приспешников. И вполне естественные перемены, как у принца Фердинанда, который первый раз появляется на сцене почти развязно, в кепке набекрень и с манерами юнца-ловеласа, а потом становится самым настоящим героем-победителем. Здесь и три феи танцуют, поют и шутят так ярко, как не сделали бы, наверное, семь тихих красавиц из сказки классика и из множества балетных спектаклей. Так что Жанна Тертерян, насытив либретто и остроумными ходами, и изящными диалогами, и смешными ситуациями, сделала свой спектакль сочным, броским и невероятно экспрессивным.
Постарался и художник Игорь Капитанов, создав поистине фантастические декорации, которые светятся, переливаются, двигаются, исчезают и снова появляются, вызывая восторг зрителей – больших и маленьких. А Наталья Спасская придумала великолепные костюмы, в которых артисты выглядят по-настоящему сказочно. Кстати, они не только отлично смотрятся в этих костюмах и декорациях, но и превосходно поют и играют, увлекая зрителей в водоворот событий и чувств своего волшебного шоу.