Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Волшебное «Зеркало»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Зеркало: Литературные сценарии «Мосфильма» / Сост. Г. Амбарцумян. – М.: Худож. лит., 2009. – 584 с.: ил.

К 85-летию «Мосфильма» издательство «Художественная литература» выпустило сборник сценариев фильмов, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. В топовую (выражаясь современным сленгом) десятку вошли тексты, что были в основе таких шедевров, как «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Я шагаю по Москве», «Июльский дождь», «Берегись автомобиля», «Зеркало», «Агония», «Подранки», «Москва слезам не верит», «Город Зеро». Самое странное, что из всех этих произведений только два – Валентина Черныха («Москва слезам не верит») и Александра Бородянского и Карена Шахназарова («Город Зеро») были напечатаны раньше – в «Искусстве кино» и «Киносценариях». И, разумеется, пьеса Розова «Вечно живые» включалась не раз в его книги.

Иначе говоря, в отличие от театральных пьес сценарии не воспринимались как самостоятельные произведения. Их считали чем-то вроде полуфабриката, предназначенного для обработки режиссёром. Вот фильм – это да! И фильмы эти смотрели десятки миллионов зрителей, как, скажем, оскароносную ленту «Москва слезам не верит», да ещё и не по одному разу. Их разбирали на цитаты, влюблялись в актёров, сыгравших заглавные роли… Сценаристы же оставались «бойцами невидимого фронта». Придумать историю – это, конечно, важно, но что тут такого? Истории, дескать, вокруг нас…

Двадцать лет спустя (а самый поздний сценарий – фильма «Зеро» – датируется 1988 годом) их опыт, который, как ни странно, не был осмыслен по-настоящему, пытаются объявить устаревшим. Дескать, слишком «авторский» подход. Теперь в чести коллективный разум – и вот полки молодых дарований пополняют ряды «райтеров», складывающих пазлы телевизионных сериалов. Другие, склонные к нонконформизму и бесплатному поиску истины, в пику дурной телебесконечности разворачиваются в сторону реальности DOC. Документальная правда – их знамя. Не то чтобы эти модные стратегии совсем непродуктивны. Скажем, из Кино.doc вышли яркие художники – достаточно вспомнить хотя бы таких разных режиссёров, как Павел Костомаров, Антуан Каттин (фильм «Мать») и Валерия Гай-Германика («Все умрут, а я останусь»). Но всё же подобных примеров, скажу осторожно, не слишком много. Наоборот, оригинальных, увлекательных, хорошо рассказанных историй, да ещё имеющих отношение к современности, можно с фонарём искать в фильмах кинобума последних двух лет. Не скоро сыщешь.

Отчего же при таком-то дефиците на толковую историю опыт советской сценаристики оказался не то чтобы забыт – не востребован? Среди внешних причин – идеологический «окрас». Дескать, кино – это важнейшее из искусств, всегда использовалось властью. Выпущенный к 85-летию «Мосфильма» сборник показывает пустоту этого расхожего штампа. Да, использовалось. Но достаточно прочитать в «Девяти днях одного года» (М. Ромм, Д. Храбровицкий) монолог о дураках, которые самое верное лицо эпохи, чтобы понять, что фильм мог быть и был оплотом «тайной свободы». Я уж не говорю о сценариях Шпаликова и Тарковского, к примеру…

Другая причина презрения к «авторскому» тексту не столь возвышенна. Чтобы писать как Розов, Гребнев или Шпаликов, надо быть ими. Проще говоря, их метод на конвейер не поставишь. Эти люди производили штучный товар. Тут обычно, как дубиной, лупят аргументом: у них – штучный товар, а кино – искусство для масс. Из этого почему-то делается вывод, что искусство для масс должно делаться поточным методом. Типа, если сложить десять молодых сценаристов, то получится один Шпаликов или пол-Брагинского. Не получится – даже четвертушки.

Искусство рассказывать истории – магического свойства. В древности это хорошо знали. Почему к сказителям и относились с почтением. История не только объясняет, но и структурирует реальность. Укладывает её по полочкам в головах слушателей-зрителей. Это не копия реальности и не пустая фантазия – это преображение реальности и её программирование. Дело не в том, что десять сценариев, собранных под юбилейной обложкой с названием «Зеркало», показывают, какими видели себя и времена люди в СССР с 1956 по 1988 год. Они таят много секретов, которые могут открыться тем, кто не волшебник пока, но только учится на него… Возможно, один из них в том, что «волшебства» не бывает не только без таланта, но и без чувствительности к чужой боли, драме, нежности. Без того, что зовётся старомодным словом «человечность».

Жанна ВАСИЛЬЕВА

Обсудить в группе Telegram

Жанна Васильева

Редактор отдела «Искусство».... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS