Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 апреля 2024 г.
  4. № 14 (6929) (10.04.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

Воплощённая незримость

12 апреля 2024

Александр Сегень. Эолова арфа. – М.: РИПОЛ классик, 2024. – 800 с.

Вот уже на протяжении нескольких лет писателя Александра Сегеня не отпускает тема кинематографа. В его книгах «Кремлёвское кино» и «Волшебный фонарь» изображается, как творили первые советские мастера экрана и какую роль в этом сыграл «главный зритель» Иосиф Сталин. Действие нового романа, «Эолова арфа», который Сегень в ряде интервью назвал своей лучшей вещью, охватывает уже вторую половину XX века. В нём пи­сатель смещает акценты от правды жизни к правде искусства – развитие советского кинематографа там показывается через жизнеописание вымышленного режиссёра с экзотическим именем Эол Незримов.

Сегень выстраивает довольно специфическую композицию романа. В самом начале пожилой режиссёр умирает накануне своей золотой свадьбы, а его жена и вдохновительница Марта вместе с усопшим пересматривает все его фильмы, заодно вспоминая основные вехи судьбы и творчества покойного мэтра. Большинство событий романа представляют собой довольно долгий флешбэк, в который укладывается вся жизнь режиссёра, но это не вызывает ощущения затянутости – события прокручиваются стремительно, как киноплёнка. Каждый кадр Сегень бережно расцвечивает разными эмоциями – где-то преобладает трагедийный надлом, где-то мелодраматическая чувственность, а местами проглядывает даже комедийная эксцентрика.

Исследуя творческий путь вымышленного режиссёра, Сегень выдерживает баланс между историей жизни человека и историей его идей, чем часто пренебрегают даже авторы биографий реальных личностей. Незримов женится и разводится, заводит друзей и наживает врагов, не противостоит власти, но уклоняется от слишком тесного сотрудничества с ней. Вместе с тем происходит и творческое становление режиссёра – одни фильмы проходят долгий извилистый путь от замысла к воплощению, а другие так и остаются нереализованными задумками. Сегень приводит подробные синопсисы фильмов Незримова, детально освещает съёмочный процесс, упоминает операторские ходы.

Судьба Незримова складывается вполне успешно – его творения пользуются популярностью и завоёвывают престижные награды, но ни одно снятое им кино не стало по-настоящему народным, хотя в каждом фильме он старается научить зрителя «преодолевать тяготы жизни, разбираться в правде и кривде, точно расставлять исторические акценты, а главное – любить жизнь и людей по-настоящему, а не фальшиво». Незримов стремится творить настоящее искусство, не опускаясь до «дряных фильмешников» или «кровожадного киновища». Того же самого он требует и от остальных. Он, закоренелый правдоруб (Высоцкий и вовсе называет его правдоопасным), не поскупится на похвалы для настоящего шедевра и не станет смягчать своё недовольство откровенной халтурой. Искусство видится ему «в виде настойки, потому оно крепче и дольше хранится», чем жизнь. Устремлённость в вечность заставляет Незримова спасать от фальши тему любви к Родине, бороться против современного антигуманного псевдоискусства и отказаться подкармливать своё творчество человеческим горем.

Творческие принципы Незримова постепенно выковываются в процессе работы над фильмами и общения с окружающими. Судьба сводит его со множеством звёзд советского кино: Пырьев, Рязанов, Гайдай, Михалков, Раневская, Мордюкова, Высоцкий, Жжёнов… Кто-то из них промелькнёт на страницах романа лишь эпизодически, а с некоторыми у главного героя сложатся довольно сложные отношения – у Герасимова он будет учиться, с Тарковским конкурировать, а Шукшину и вовсе помешает воплотить масштабную задумку, чтобы тот снимал о душе простого человека, а не о кровавом бунте.

Книга «Эолова арфа» не просто рассказывает о кинематографе – она им пропитана, она им наполнена. Через биографию Незримова раскрывается история отечественного кинематографа со всеми взлётами и падениями. Даже на уровне метафор то и дело всплывают тематические отсылки («…в их съёмную квартиру набилось народу, как в плохой сценарий персонажей, – переизбыток»). На страницах книги встречаются сотни как известных, так и изрядно позабытых деятелей кино, но в любом упоминании реального человека (за пределами отношений с вымышленным Незримовым) Сегень придерживается исторической достоверности. По тому, с какой кропотливостью воссоздан дух эпохи и с какой энциклопедической точностью воспроизведены мельчайшие подробности, книгу Сегеня хочется сопоставить с романом режиссёра Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде». Две книги, которые очень далеки друг от друга эстетически и идеологически, сближает сочетание реальности и вымысла, глубокое погружение в материал и, конечно, преклонение перед силой кинематографа.

Через реалистичность романа местами проглядывают намёки на мистику – сюжеты фильмов Незримова воплощаются в судьбах актёров и самого режиссёра, повергая его в суеверный ужас. А в финале и вовсе происходит нечто невероятное – фамилия главного героя обретает буквальное воплощение. Сегень, который и сам появляется на страницах книги в качестве биографа Незримова, неожиданно разрушает даже не четвёртую стену, а всю конструкцию, что возвёл ранее. «Отъявись от меня!» – говорит Марта Незримову в один из самых кризисных моментов их любовной истории. За этим ёмким словечком скрывается не просто эвфемизм, а обозначение некоего глубинного экзистенциального разрыва. Вот и в конце романа смерть знаменует не просто переход человека в небытие, а именно полное «отъявление», отпадение от яви. Режиссёр Незримов в книге Сегеня словно олицетворяет собой весь советский кинематограф, оттого в его таинственном развоплощении считывается обеспокоенность: современность ностальгирует по советским фильмам и неустанно эксплуатирует их наследие, но в то же время безвозвратно лишилась чего-то незримого, что наделяло их такой притягательностью.

Поздравляем Александра Юрьевича Сегеня с 65-летием! Желаем крепкого здоровья, неиссякаемого вдохновения и новых прекрасных книг!

Обсудить в группе Telegram

Александр Москвин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS