В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла онлайн-конференция в связи с 10-летием создания Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Он учреждён 25 мая 2011 года Указом Президента РФ. В ходе конференции Александр Бобылев, соратник советского омоновца Константина Никулина, о судьбе которого не раз писала «ЛГ», обратился от его имени к исполнительному директору фонда Александру Удальцову. А накануне Бобылев разговаривал с самим Константином. Власти тюрьмы разрешили видеосвязь. Вот фрагмент разговора.
Александр Бобылев:
– О, не видел тебя шесть лет. Выглядишь неплохо!
Константин Никулин (смеётся):
– А куда деваться! Стараюсь быть в форме.
А.Б.:
– Есть возможность обратиться в Фонд защиты соотечественников. Что бы ты сказал?
К.Н.:
– Даже не знаю... Хочу уважение выразить всем, кто меня поддерживает. Александру Ивановичу Удальцову, а также Марии Бутиной, Кириллу Вышинскому, другим журналистам, в том числе из «Литературки». На днях меня посещал сотрудник нашего посольства. Сейчас ко мне сестра пробивается с помощью Татьяны Москальковой (Уполномоченный по правам человека в РФ. – Ред.), очень её жду.
Что касается просьб, главное – создать независимую комиссию из числа европарламентариев. Уверен, их пустят сюда, пандемия не станет помехой. Всё сами увидят, со мной поговорят, с руководством тюрьмы. Конечно, у меня масса ограничений вплоть до мелких. В магазине не всё могу купить, если и деньги есть, а дозволено в месяц тратить не более 114 евро. Даже сгущёнку не могу купить. Но это мелочи. Важнее другие вопросы.
А.Б.:
– Какие?
К.Н.:
– Думаю, моё освобождение реально лишь через обмен. Но, может, есть другие пути. Я верю.
Одни в беде не останутся
Надежды Константина подтвердил Александр Удальцов, который с 2013-го по 16 октября 2020 года был послом РФ в Литве. Он охарактеризовал Никулина как честного, порядочного человека, с достоинством отбывающего наказание по абсурдному приговору в Правенишской колонии на тюремном режиме. По сути, совершается, как и в случае с Юрием Мелем, десятками других осуждённых россиян, политическая расправа. Никулин сидит по статье «преступление против человечности», введённой в законодательство Литвы задним числом. Осуждён на пожизненку, что усложняет работу по освобождению. В 2018-м договорились о передаче Никулина в РФ, но тогдашний президент Литвы Грибаускайте дала задний ход, «обидевшись» на один из сюжетов НТВ. Вопрос теперь перешёл в государственную плоскость. Подключена Генпрокуратура РФ, она намерена активнее взаимодействовать с Европейским судом по правам человека, адвокатом Никулина Роде.
Удальцов коснулся судьбы Альгирдаса Палецкиса, которого знает лично как антифашиста, политика, превосходного журналиста (он не раз выступал и на страницах «ЛГ»). Альгирдас провёл расследование событий 13 января 1991 года у телебашни в Вильнюсе, пришёл к выводу, что «свои стреляли в своих». И вот уже полтора года за решёткой. Прокурор запросил для него 9 лет тюрьмы, а пока всё ведут к его физическому изнеможению. Он не наш соотечественник, отметил Удальцов, но сторонник добрых отношений с Россией, и мы объединим усилия для защиты его честного имени и освобождения.
Директор фонда, отвечая на вопрос, почему Польша, Украина, страны Балтии вне списка «недружественных стран», отметил, что список не закрыт, но торопиться не следует. Однако важно, чтобы тема отношений к нашим соотечественникам инкорпорировалась в ткань межгосударственных связей. Если где-то над нашими глумятся, с такой страной не может быть нормального взаимодействия.
Владимир Сухомлинов