Скажите, пожалуйста, кого-нибудь интересовало ваше мнение о проблемах, которые не стоят выеденного яйца? Нет? Вам подфартило. А вот моё интересовало и продолжает интересовать. Да-да, я тот самый выбранный наугад прохожий, человек из толпы, типичный представитель, среднестатистический житель, за которым без устали охотятся расплодившиеся социологические службы. Меня подстерегают дома и на стадионе, в бане и на работе, на избирательном участке и в обувной мастерской. Изучатели общественного мнения звонят по телефону или, приставив нож к горлу, прерывают в парке любовное свидание – одобряю ли я очередное повышение цен на каучук? В каком ухе звенит? На фига козе баян? Поддерживаю ли я закрытие частной пиццерии на площади Балакирева? Жизнь или кошелёк? Да, нет, затрудняюсь ответить...
Складывается впечатление, что у нынешней генерации социологов вообще больше неясностей, чем у представителей других профессий. Однако им почему-то лень полистать энциклопедию, порыться в справочниках, войти в Интернет. Вместо этого они пристают с вопросами к окружающим. Чисто дети. Дяденька, а кто, по вашему мнению, сильней – трамвай или слон? При этом норовят тебя ошарашить: в театре спрашивают, как часто я чиню обувь, а у сапожника – часто ли я посещаю Большой театр.
В Петровском пассаже девушка допытывалась у меня, собираюсь ли я отдыхать за границей и, если не затрудняюсь ответить, где. При этом доверительном разговоре мы ничем не рисковали, не несли никакой ответственности. Я – потому, что опрос был анонимным. Она – потому, что ответы не записывала, а запоминала. Да, большое подспорье получится для туристических агентств.
Вся беда в том, что из результатов подобных расспросов никто не узнаёт ничего нового. Разумеется, существует социология как серьёзная наука, но она где-то там, за горизонтом, для высоколобых. Населению же достаточно выдавать за сенсацию очевидные вещи. Вырваться на страницы газет и, запыхавшись, сообщить: большинство монахинь старше восьмидесяти лет высказались против внебрачных связей.
Перед началом трансляции футбольного матча комментатор сообщает, что, по результатам опроса болельщиков, сегодня ожидается ничейный результат. Спрашивается – зачем ломаться? Надо прийти к футболистам и сказать: «Ребята! Всё вполне демократично. Болельщики независимы, опрос проводился под контролем наблюдателей из ООН. Девяносто процентов высказались за ничью. Расходитесь по домам. Победила дружба».
А эти экзит-полы на крылечке избирательных участков? Неужто трудно дотерпеть до утра, чтобы узнать настоящие итоги? А опросы, которые начинаются задолго до выборов?! СМИ охотно публикуют их результаты. Так, может, и выборы проводить не нужно? Зачем тратить лишние деньги, если всё можно узнать заранее?!
ОТ АДМИНИСТРАЦИИ. Прежде чем публиковать этот фельетон, редакционный отдел общественного мнения провёл анонимный опрос среди 1655 сельских и городских жителей о предполагаемом авторе. Мнения респондентов распределились следующим образом: Марк Твен – 2%, Карел Чапек – 1%, Салтыков-Щедрин – 96%, Роман Похожин – 1%. С публикацией вас, Михаил Евграфович!