Мы приветствуем то, что многие наши читатели имеют крепкую гражданскую позицию, имеют своё собственное мнение по фундаментальным вопросам современной жизни. Когда наступает состояние «не могу молчать», то читатели становятся авторами. Один из таких – Эмилия Болтянская, человек, жизненный опыт которого делает весомыми мысли и ощущения. Вдумчивое наблюдение за тем, что происходит с нами в нашей стране, подводит к постановке насущных вопросов: в чём источник нравственности? Как нравственность связана с патриотизмом? Что нужно сделать, чтобы прервать круговорот властных элит? И как связано творчество с ощущением своей нереализованности в других сферах деятельности? Автор, конечно, не отвечает на все эти вопросы. Но важно уже то, что они заданы. А ответ каждый найдёт сам для себя.
Бегство в искусство
Несколько слов о поэзии
Как известно, Серебряный век в поэзии возник во время тяжёлого политического кризиса в России и предчувствия надвигающейся катастрофы. У интеллигенции появилось ощущение бесцельности их жизни, что привело к нравственной деградации многих представителей этого слоя общества. Всё это очень ярко описано и у Горького в «Жизни Клима Самгина», и у Чехова в его пьесах, а позднее у Алексея Толстого в «Хождении по мукам» и у Пастернака в «Докторе Живаго».
На этом фоне единственной возможной сферой применения творческих способностей образованных людей, как всегда в такие исторические периоды, явилась литература, в частности, поэтическое творчество. Это уже было в России во времена Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и других великих русских поэтов и прозаиков. Я привожу эти хрестоматийные примеры, чтобы понятнее проиллюстрировать свои мысли.
Далеко не все поэты Серебряного века представляют собой действительно значительное явление в русской поэзии. Завышенная оценка поэзии этого периода объясняется тем, что она длительное время была запрещена к изданию в России и была недоступна для читателей. В коммунистической России с её социалистическим реализмом, при котором поэты должны были обслуживать идеологию власти, камерная лирика поэтов Серебряного века, создававшаяся в период духовного упадка, а позднее – неприятия установившейся в России власти, не отвечала потребностям не только власти, но и большинства народа, который был к тому же недостаточно образован, чтобы воспринимать эту элитарную поэзию.
Массовое увлечение поэзией Серебряного века, её открытие для народа, появилось тогда, когда в России началась деградация властных структур, развал научной сферы, в которой многие творческие люди пытались себя реализовать, началось удушение культуры, отличной от официальной, когда возник духовный кризис, длившийся десятилетия.
После крушения Советского Союза и перехода на каком-то этапе к рыночной экономике в России у интеллектуально одарённых людей появились возможности использовать свои способности в различных областях реальной жизни общества, а не уходить в сочинение стихов. Но когда эти люди создали и наладили функционирование необходимых для страны структур, их стали заменять на сыновей, жён, внуков и других родственников правящей элиты, а также на людей, благодаря которым эта элита пришла к власти. Таким образом были вытеснены талантливые и квалифицированные люди из сферы созидательной деятельности. В лучшем случае им предлагали и предлагают и теперь роль заместителей при этих «руководителях», чтобы обеспечить успешную деятельность соответствующих подразделений и организаций. Но далеко не всякий уважающий себя человек согласится работать за фиктивного руководителя, даже за хорошую плату.
Такое распределение ролей возможно только при феодализме, как у Бомарше в «Свадьбе Фигаро», а также практиковалось при коммунистах, особенно в научных и учебных институтах, что окончилось плачевно.
Поэтому массовое увлечение поэтическим творчеством в последнее время может служить индикатором того, что люди в стране не имеют возможности реализовать себя более продуктивно и справедливо.
Я понимаю, что беру на себя роль наивного ребёнка из сказки, который воскликнул, что «король голый», но надо же кому-то назвать вещи своими именами, а на Руси говорится – старый, что малый.
В поисках «объёмного» зрения
Роль нравственности в реальной жизни общества
Когда я анализирую опыт своей затянувшейся жизни, я испытываю некоторое недоумение при попытке понять, какую же роль в жизни нашего общества играет нравственность. Что это такое – абстрактное понятие, существующее только в умах наивных людей, или объективная реальность? Обычно понятие нравственности связывают с религиозными заповедями. Но во времена моего военного и послевоенного детства и юности никто из окружавших меня людей не говорил о Боге, как теперь, а люди в большинстве жили достойно, сочувствовали друг другу и помогали, если могли. Во время войны ради спасения Родины люди не жалели своей жизни. Война была всенародной. Весь народ нашей великой страны в ней участвовал независимо от религии, которую люди исповедовали. Люди отвечали за себя перед своей совестью, а не только перед Богом. Даже дети в это страшное время не убивали друг друга и не убивали себя, хотя их жизнь и жизнь их родителей была не менее тяжёлой, чем теперь. Любовь к Родине и всенародный патриотизм были источником нравственности в это тяжёлое время.
Но в повседневных буднях, наступивших после Великой Победы, люди как-то расслабились, и содержанием их жизни стало стремление к материальному комфорту и обогащению. Народ, объединённый войной в целостный организм, распался на отдельные эгоистические группы, интересы которых часто сталкивались и противоречили друг другу. Индивидуализм привёл к забвению всяких нравственных понятий, что особенно остро проявилось в 90-е годы с распадом привычной жизни, разгулом преступности и бандитизма и материальными лишениями. У многих возникла потребность в поддержке религии и Церкви, люди становились православными верующими.
Но оставалось много людей, полностью утративших представление о перспективах жизни в России, которая казалась им разваливающейся и погибающей. Возникла повальная эмиграция из России, причём те, которым удалось уехать в другие страны, испытывали чувство превосходства перед остающимися.
Но прошли годы, к власти в России пришли люди, сумевшие удержать её от развала и укрепить. Жизнь стала налаживаться, хотя всё это происходит непоследовательно и противоречиво. Но всё же стало совершенно несомненным фактом, что Россия устояла, выдержала и у неё при определённых усилиях есть перспективы в будущем. И тут обнаружилось интересное психологическое явление: эмигранты, уехавшие из России, несмотря на свою более сытую жизнь, всё время мысленно продолжали жить жизнью России и, как это не смешно, судить о том, как России жить дальше. Они психологически не включились в жизнь тех стран, в которые переселились.
Сейчас в стране сложилась такая ситуация, когда «верхи» живут сами по себе, а обездоленный и растерявшийся, никем не защищённый народ – сам по себе. Люди, и особенно дети и подростки, чувствуют себя никому не нужными. Люди потеряли перспективу в жизни, они не знают, для чего они живут. Создаются какие-то партии, в которые объединяются разные эгоистические группы, стремящиеся получить власть в стране, чтобы строить её жизнь в соответствии со своей выгодой. У людей исчезла нравственная опора, хотя многие бросились искать её в церкви. Но даже будучи «воцерковлёнными», они продолжают быть эгоистами и стяжателями. В стране сформировалось «общество потребления», но потребление не может быть смыслом жизни. Также не может быть смыслом жизни интерес к нашим спортивным достижениям, которым власть пытается подменить отсутствие серьёзных жизненных целей у людей и уверенности, что их возможно реализовать в нашей стране, в которой сейчас нет никаких условий для самореализации людей из народа. Неужели нам необходимы снова потрясения и угроза гибели страны, чтобы власть обратила внимание на свой народ, чтобы очерствевшие от эгоизма и алчности люди вспомнили о нравственности и поняли, что она необходима в жизни общества как регулятор нормальных отношений между людьми. ¢
Послесловие
Единственное, что намерена сделать власть для нашего народа – предложить ему осваивать рабочие профессии.
Дорогие наши властители! Вы бы показали пример молодёжи и послали бы осваивать рабочие профессии своих детей и внуков, а то ведь у многих из вас они учатся в зарубежных престижных колледжах и готовятся по наследству стать дипломатами, крупными чиновниками, министрами, банкирами и прочее, ведь для них не существует конкурентов.
Вот почему у нас в стране наверху общества так много бездарных и совершенно безответственных людей, которые облечены властью, и почему мы никак не вылезем из нищеты при нашем «неофеодализме».
На меня произвело большое впечатление, когда на одном теле-шоу Владимира Соловьёва его гости дружно хихикали по поводу того, что у нас в России из народа могут появиться новые Ломоносовы. Среди них Ломоносовых точно не было.
Ещё хочу несколько слов сказать о Феликсе Дзержинском, которого сторонники демократии и законности объявили «палачом». Хочу вам объяснить, что Гражданская война, как любая война, – не игра в солдатики. И если кто-то хотя бы на короткий срок участвует во враждебной организации, то никто не будет разбираться, пишет ли он стихи. Так же, если человек написал «пасквиль» на Сталина, который представляет верховную власть, то ему не следует читать его своему окружению, из которого кто-нибудь обязательно на него донесёт.
Существует и другая, прямо противоположная оценка личности Феликса Дзержинского. Беспризорники и сироты, жившие в это страшное время, такие как моя мама и её сёстры и братья, у которых мать умерла от тифа в 35 лет, только благодаря Дзержинскому не погибли, а оказались в детских домах. Они с глубокой благодарностью вспоминали его всю жизнь за то, что он дал им шанс выжить, вырасти, иметь семью, детей и состояться как личности. По их воспоминаниям, в детских домах при Дзержинском был образцовый порядок, детей не обворовывали и не продавали, а старались их всесторонне развить. Так что, уважаемые демократы и либералы, надо вам самим быть достойными людьми и не судить о нашей истории со своей колокольни.
Вся наша беда в том, что мы часто обладаем только «плоским» зрением, воспринимаем и оцениваем исторические события и исторических личностей однобоко. Многие из нас лишены «объёмного» зрения, которое единственное позволяет видеть историю с разных сторон, как процесс единый и противоречивый.