Историями о воровстве бюджетных средств в государственных ведомствах уже не удивишь – факты коррупции и хищений вскрывались в Министерстве культуры, МВД, Министерстве обороны, даже в Следственном комитете. О других ведомствах, особенно строительного и транспортного комплекса, и говорить неудобно.
Одним словом, воруют везде. Отсюда хаос в управлении государством. Но есть утешение – воруют далеко не все. И, похоже, наступает час очищений. Хотя потребуется время и немалое. Но – началось. Обычно чистка коррупционных «авгиевых конюшен» связана с заменой их руководства. Подошло время для очистки и судебной системы.
Главный распорядитель её бюджетных средств – Судебный департамент при Верховном суде РФ провёл 23 июля 2024 года Всероссийское совещание по вопросам расходования средств на осуществление правосудия. Участвовали председатель Верховного суда России И.Л. Подносова, председатель Совета судей России В.В. Момотов, председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ Н.В. Тимошин, председатели кассационных, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных, военных судов. Удивляет, что событие не получило широкой огласки в СМИ. Правда, упоминание появилось на интернет-портале «Правозащита» (zashiti.me). Его учредитель и главный редактор В. Булатов назвал революционно-честным выступление нового генерального директора Судебного департамента при ВС РФ Владислава Анатольевича Иванова и разместил видеозапись доклада. Я давно занимаюсь изучением проблемы стоимости правоохранительной работы, поэтому доклад Иванова был мне очень интересен. Коротко прокомментирую некоторые тезисы.
За последние пять лет объём финансирования системы рос в целях компенсации инфляционных потерь на 7% ежегодно. Налицо парадокс: организация новых кассационных инстанций, расширение участия присяжных, кратный рост числа рассмотренных дел, новые единицы судей и сотрудников аппаратов судов, как и новые здания для них, – и всё при прежнем финансировании. А для покрытия оперативных расходов к тому же надо сокращать и без того скудную программу развития.
Что есть у судебной системы? Бюджет её на 1 июля с.г. составил 333 млрд 404 млн 273 тыс. рублей. Более 80% (свыше 270 млрд) – зарплата, 22 млрд – компенсации судебных издержек, эксплуатационно-коммунальные расходы, налоговые платежи, 4,7 млрд – техобеспечение работы судов, 12 млрд – содержание и ремонт зданий судов, 10,5 млрд – реализация программы по возведению новых зданий, 10,9 млрд рублей – затраты на цифровизацию.
Увы, неэффективное расходование бюджетных средств вещь не редкая, в чём-то носит системный характер. «Больные» точки сейчас – информатизация и капстроительство. Да, всем ясно, что, например, информатизация правосудия позволяет ускорять судопроизводство, сокращать нагрузку на аппараты судов и т.д. Но делу мешают организационно-бюрократические тупики. Скажем, планы по закупочной деятельности были утверждены 23 декабря 2023 года, а начали реализовываться лишь во II квартале 2024-го и поныне не выполнены. Важнейший контракт по поддержке ГАС «Правосудие» даже не объявлен, что означает выпуск разработчиками всех обновлений на бездоговорной основе. И меньшее тут зло то, что арбитражные суды будут сдавать полугодовые отчёты дважды – сначала по формам 2023 года, а потом по новым (есть и другие издержки). В основе чехарды лежит то, что процесс согласований формализован, сильно забюрократизирован и уже поэтому не исключает злоупотреблений.
Вот, к примеру, прежнее задание предусматривало закупку компьютеров на 977 млн рублей и печатающей техники на 600 млн рублей. Анализ выявил в заданиях немало так называемых закладок под возможное, если точно назвать, воровство. Всю закупку в итоге отменили по прямому указанию председателя Верховного суда И.Л. Подносовой. Появились новые задания, и на глазах улучшились стартовые требования к качеству закупаемой аппаратуры, а цены снизились, например в Приморье, сразу на 14%. В целом по печатной технике снижение цен – 28%. Теперь суды ДВО получат на 108 единиц компьютеров и 351 принтеров больше. Попутно выяснилось: за покупки в 2022–2023 годах компьютеров бюджет переплатил почти треть. А ревизоры бездействуют, филигранно обходя острые углы. Кстати, обнародовав реальную проблему, сам В. Иванов обошёл «свой» острый угол, ничего не сказав о конкретной ответственности тех, кто давал согласие на закупки. Будут ли они наказаны? Вопрос абсолютно резонный! Одних слов с высокой трибуны явно недостаточно.
При этом у Судебного департамента нет точной информации об оснащённости компьютерами. А не зная, что имеешь и каков износ техники, нельзя планировать работу по техническому оснащению судов. Доходит до смешного: по сей день не решено, как утилизировать старьё и снимать его с учёта. Не оправдывает себя действующий единый договор на ремонт техники. Закупка запчастей проходит раз в год, нередко что-то остаётся невостребованным. А параллельно случается «технический каннибализм»: часть техники разбирается для извлечения запчастей. Схожая картина с программным обеспечением – сплошное старьё. Ау, Верховный суд! Какой век на дворе?
Также обозначил В. Иванов кадровый провал в региональных судебных департаментах. Например, в 26 отсутствуют начальники. Для понимания: Судебный департамент – это, конечно, часть судебной системы, но он решает хозяйственные функции. Здесь востребованы специалисты, знакомые с экономикой, строительством, снабжением, логистикой, т.е. менеджеры, способные решать проблемы обеспечения правовой работы судей. Таких не готовят в общих юридических вузах. Может, начать подготовку в Академии правосудия? Это отнюдь не мелочи, а тормозы на пути улучшения работы всей системы.
Далеко не всё идеально в капитальном строительстве: есть десять зданий, которые строятся более пяти лет, есть объекты, по которым проектно-сметная документация разработана, прошла экспертизы, а стройки вообще не начинались. Речь, например, об объекте для арбитражного суда Ярославской области, реконструкции здания Верховного суда Алтайского края и ряде других. Всплывают вопросы: зачем проектировали, если проектная документация устаревает за три года? Кстати, израсходованные под такие «проекты» средства – это и есть неэффективное расходование бюджетных денег. По двум объектам (Пензенский областной суд и Московский районный суд Санкт-Петербурга) подрядные организации допустили грубые нарушения проектных решений и технологии строительных работ. Это привело к нарушению конструктивных элементов и даже приостановке строительства, потребовались и дополнительные обследования. На данные объекты ушло 2,18 млрд рублей. Что это, как не совершенно очевидное неэффективное разбазаривание бюджета? Судьба этих строек по сей день не понятна. Как бы вообще не пришлось сносить. Но миллиарды народных денежек уже утекли!
Одно из предназначений Судебного департамента – обеспечение сохранности здоровья судей и членов их семей, что необходимо для хорошей работы системы (нагрузки у судей немалые!). Для решения задачи на баланс Судебного департамента ВС РФ приняли два имущественных комплекса санаториев «Фемида» и «Парус» в Крыму. Общий объём расходов на их содержание в 2021–2024 годах составил 77,7 млн рублей, но санатории так и не заработали во благо здоровья судей. В 2020-м на баланс Судебного департамента зачислили имущественный комплекс в Московской области «Учебный центр». Он также не эксплуатируется по назначению, расходы на содержание уже составили 413 (!) млн рублей. Всё это прозвучало в докладе В. Иванова. Можно радоваться открытости! Но, опять же, следует не только рубашку на себе рвать, но и называть последствия, причины, виновных. Иначе всё пустые хлопоты. И сегодня судебной системе нужны не только судьи, но и опытные антикризисные менеджеры.
Не остался без внимания руководителя департамента В. Иванова и «туризм за государственный счёт»: явно завышенные командировочные расходы для поездок на проверки и совещания и даже на ознакомление с местными достопримечательностями. И ещё многое другое…
Председатель Верховного суда РФ И.Л. Подносова всё это услышала, взяла на заметку и на контроль. Дай-то бог, как говорится! А вот судейский народ в зале безмолвствовал. Присутствующие не задали ни одного вопроса, не высказали ни одного предложения. Система в нокауте? Очевидно, что надо выводить её на другие пути и рельсы.
Если хотите обратиться к Евгению Николаевичу Мысловскому с вопросом, пожеланием или предложением, направляйте их на почту litgazeta@lgz.ru с пометкой «Для Е.Н. Мысловского».