Знаменательный юбилей отметила в июле замечательная петербургская писательница, вдумчивый историк и исследователь Татьяна Соловьёва, автор многочисленных книг о городе на Неве и его строителях.
Она родилась в Ленинграде, жила здесь в блокаду, сейчас – почётный гражданин Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, член Союза писателей России. Татьяна Алексеевна Соловьёва – автор множества статей, опубликованных в различных журналах и газетах; телевизионных передач «Парадоксы истории» и «Сокровища Петербурга» и около 40 книг по истории города, набережных и отдельных особняков. Среди них такие фундаментальные художественно-исторические исследования, как «Английская набережная», «Адмиралтейская набережная», «Дворцовая набережная», «Университетская набережная», «Новая Голландия и её окружение», «Нева – царица Санкт-Петербурга» и ряд других.
Последняя её книга – богато иллюстрированное издание «Русские зодчие Санкт-Петербурга», в которой, наверное, впервые так широко представлены первые архитекторы города на Неве. В этой книге автор особо подчёркивает, что настоящая, плановая застройка Северной столицы началась лишь после возвращения в Россию молодых русских зодчих, которых Пётр I посылал за границу для получения необходимых знаний. Татьяна Соловьёва убедительно доказывает, что Петербург строили не только итальянские и другие иностранные зодчие, как принято думать, но и целая плеяда замечательных русских архитекторов.
«Я решила опровергнуть это суждение, высказываемое в основном приезжими людьми», – отмечает автор в предисловии к данному изданию, убедительно доказывая огромный вклад в строительство «парадиза на Неве» отечественных архитекторов. А губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов отметил, что «книга будет полезна и познавательна для всех, кто любит Санкт-Петербург, дорожит нашим достоянием».
Татьяна Соловьёва – профессиональный исследователь. Главная тема её исследований – история города, люди, его строившие, в нём проживавшие. В каждой своей книге она даёт неизвестный ранее и по-новому осмысленный материал на основе архивных данных. Она работала старшим научным сотрудником в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, была научным консультантом в Международном фонде канцлера А.М. Горчакова, архитектурной студии В.Б. Фабрицкого, сотрудничала с архитектурной студией Г.В. Михайлова. «С детства, – пишет она, –меня привлекала архитектура зданий, всегда хотелось заглянуть в них, узнать о жизни тех, кто их строил и в них жил».
Когда Татьяне Алексеевне по состоянию здоровья пришлось оставить работу инженера-конструктора, она решила попробовать себя на музейном поприще: стала изучать специальную литературу, прошла курсы и была принята экскурсоводом в Юсуповский дворец, который её очень интересовал.
Вот как описывает сама Татьяна Алексеевна начало своих исследований: «Однажды в Эрмитаже я увидела акварели художника А. Редковского с изображением интерьеров Юсуповского дворца. Эти рисунки он выполнил в начале 1860-х годов, то есть сразу после окончания всех работ И.А. Монигетти в этом дворце. Сразу бросилось в глаза, что многие интерьеры совсем другие, чем существующие ныне. Я поняла, что после Монигетти во дворце работал другой, не менее талантливый архитектор, и начала поиски в архивах…
Однажды мне позвонила из Архангельского научный сотрудник Любовь Савинская и сказала, что нашла какие-то чертежи, которые могут меня заинтересовать. Я тут же собралась и поехала в Москву. Какова же была моя радость, когда я увидела чертежи, подписанные рукой архитектора Степанова! К сожалению, эти чертежи касались других объектов… Но среди прочего я нашла то, что дало ключ к раскрытию работ архитектора… Как только вернулась в Ленинград, сразу пошла по указанному адресу…» Так начались кропотливые поиски и аналитическая работа исследователя.
Татьяна Алексеевна живёт в одном из самых замечательных мест Петербурга – напротив Новой Голландии и может каждый день из окна любоваться красотами города. Это восхищение она и передаёт в своих многочисленных книгах, которые продолжает писать с неослабевающей энергией и азартом исследователя.