Борис Плотников – человек универсальной творческой одарённости. Изысканная, психологическая, нервная природа артиста происходит из того скрытого от глаз пространства, которое присуще его личности. Плотникова можно и нужно видеть в театре. Чувствовать, как глубоко и тщательно готовит он каждую минуту сценической жизни образа; как всё, что его персонаж совершает, проходит через сердце актёра; как продумана и мастерски выполнена форма его созданий; как естественно и тактично его исполнение вплетается в общий ансамбль спектакля. Индивидуальность его не «масляная живопись», а скорее, «графика», но она мощно звучит на сцене.
И раньше на огромной сцене Центрального театра Российской армии, где он необыкновенно успешно работал с конца восьмидесятых до двухтысячных и где по сей день играет в спектакле «Скупой», и ныне в МХТ им. Чехова стиль работы Плотникова не изменился, несмотря на «звёздное» окружение и авангардные режиссёрские концепции.
Удивительно, но Борис Григорьевич даже в наши дни не проявляет небрежности в выборе материала для работы. Он строго избирателен. Верен своим пристрастиям, тяготеет к тому, что знает сам и любит. В его работы нужно вглядываться и вслушиваться. Если на канале «Культура» демонстрируется фильм об истории России, духовной её жизни в прошлом или настоящем, русских писателях, художниках, музыкантах, то текст за кадром в девяноста случаев из ста читает Борис Плотников. Так читает, чувствуя слово в его метафизической глубине, что его усилиями расширяется смысл сюжета, а изобразительное прорастает во внутреннее, духовное. Документальные и художественные ленты получают «авторский голос», обращённый к каждому зрителю, только к нему и к лучшему в нём.
Несколько лет назад актёром был сыгран и прокомментирован роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в цикле «Уроки чтения» (АТВ, канал «Культура»). Знакомый «школьный» текст, как казалось, весьма далёкий от стремительных ритмов самого артиста, в его исполнении преобразился в живое, близкое острейшим проблемам именно наших дней произведение. Тут возникло сразу несколько загадок. Каким образом произошло сближение с медленным, поэтическим, подробно-созерцательным словом Тургенева и где и когда Борис Григорьевич научился так понимать структуру текста, ведь насколько известно, у Ю.М. Лотмана он не учился?
Да, у Плотникова большой опыт исполнения религиозных сочинений и высокой прозы: Л. Толстого, Достоевского, Пастернака, Набокова, поэзии Пушкина, Тютчева, Гумилёва, Ахматовой… Но опыта в таких случаях недостаточно, необходим талант увидеть исполняемое изнутри.
Актёрская культура Плотникова поистине уникальна. Она ярко экспрессивно проявляется в том, что он играет на театральной сцене, в кадре, за кадром, на концертной эстраде. Из почти нематериального вещества созданы его персонажи, а их присутствие, воздействие глубоко и, безусловно, независимо от проходящего времени. Таким был и остаётся князь Мышкин в спектакле Ю. Ерёмина «Идиот». Из всех виденных (сейчас есть возможность сравнивать разные театральные и телеверсии), думаю, наиболее близкий духу образа Достоевского.
Князь Мышкин – один из коллекции абсолютно «штучных» созданий Б. Плотникова в спектаклях Л. Хейфеца и Б. Морозова в ЦАТРА: Александр I в пьесе Мережковского «Павел I», Барон в «На дне» Горького, Яго в «Отелло» Шекспира, Гарпагон в «Скупом» Мольера. На сцене МХТ и Театра п/р О. Табакова: необыкновенный Гейзенберг в «Копенгагене» Фрейна, Дорн в «Чайке», Войницкий в «Дяде Ване» Чехова. В последние сезоны Б. Плотникову почему-то не приходится исполнять центральные роли, но размышления на эту тему могут увести в сторону от главного.
Всегда остаётся интересным понять, как актёр извлекает тот или иной образ из литературного слова, подтекста, смысла, ритма и переводит это в актёрскую стихию, на язык сцены. Он сам в большой, очень большой степени – автор, создатель своих ролей.
Творческий путь Бориса Плотникова включает в себя разные периоды, более или менее насыщенные, что неизбежно. Актёр прекрасно чувствует, что такое игровой театр, ему помогают в этом юмор, музыкальность, владение формой. Но суть его таланта, код его дарования содержится в области психологического искусства, тайны которого ещё совсем не все постигнуты. «Только то прекрасно, что серьёзно», – мысль доктора Дорна близка его собственным убеждениям.
Актёр достиг какой-то естественной классической соразмерности в своём волшебном мастерстве. С юбилеем, Борис Григорьевич!
ЛГ» и её читатели сердечно поздравляют Бориса Плотникова с 60-летием.