Перейти к содержанию
  Понедельник 02 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Восхождение продолжается

01 января 2007

МАСТЕР

Борис Плотников – человек универсальной творческой одарённости. Изысканная, психологическая, нервная природа артиста происходит из того скрытого от глаз пространства, которое присуще его личности. Плотникова можно и нужно видеть в театре. Чувствовать, как глубоко и тщательно готовит он каждую минуту сценической жизни образа; как всё, что его персонаж совершает, проходит через сердце актёра; как продумана и мастерски выполнена форма его созданий; как естественно и тактично его исполнение вплетается в общий ансамбль спектакля. Индивидуальность его не «масляная живопись», а скорее, «графика», но она мощно звучит на сцене.

И раньше на огромной сцене Центрального театра Российской армии, где он необыкновенно успешно работал с конца восьмидесятых до двухтысячных и где по сей день играет в спектакле «Скупой», и ныне в МХТ им. Чехова стиль работы Плотникова не изменился, несмотря на «звёздное» окружение и авангардные режиссёрские концепции.
Удивительно, но Борис Григорьевич даже в наши дни не проявляет небрежности в выборе материала для работы. Он строго избирателен. Верен своим пристрастиям, тяготеет к тому, что знает сам и любит. В его работы нужно вглядываться и вслушиваться. Если на канале «Культура» демонстрируется фильм об истории России, духовной её жизни в прошлом или настоящем, русских писателях, художниках, музыкантах, то текст за кадром в девяноста случаев из ста читает Борис Плотников. Так читает, чувствуя слово в его метафизической глубине, что его усилиями расширяется смысл сюжета, а изобразительное прорастает во внутреннее, духовное. Документальные и художественные ленты получают «авторский голос», обращённый к каждому зрителю, только к нему и к лучшему в нём.

Несколько лет назад актёром был сыгран и прокомментирован роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в цикле «Уроки чтения» (АТВ, канал «Культура»). Знакомый «школьный» текст, как казалось, весьма далёкий от стремительных ритмов самого артиста, в его исполнении преобразился в живое, близкое острейшим проблемам именно наших дней произведение. Тут возникло сразу несколько загадок. Каким образом произошло сближение с медленным, поэтическим, подробно-созерцательным словом Тургенева и где и когда Борис Григорьевич научился так понимать структуру текста, ведь насколько известно, у Ю.М. Лотмана он не учился?

Да, у Плотникова большой опыт исполнения религиозных сочинений и высокой прозы: Л. Толстого, Достоевского, Пастернака, Набокова, поэзии Пушкина, Тютчева, Гумилёва, Ахматовой… Но опыта в таких случаях недостаточно, необходим талант увидеть исполняемое изнутри.

Актёрская культура Плотникова поистине уникальна. Она ярко экспрессивно проявляется в том, что он играет на театральной сцене, в кадре, за кадром, на концертной эстраде. Из почти нематериального вещества созданы его персонажи, а их присутствие, воздействие глубоко и, безусловно, независимо от проходящего времени. Таким был и остаётся князь Мышкин в спектакле Ю. Ерёмина «Идиот». Из всех виденных (сейчас есть возможность сравнивать разные театральные и телеверсии), думаю, наиболее близкий духу образа Достоевского.

Князь Мышкин – один из коллекции абсолютно «штучных» созданий  Б. Плотникова в спектаклях Л. Хейфеца и Б. Морозова в ЦАТРА: Александр I в пьесе Мережковского «Павел I», Барон в «На дне» Горького, Яго в «Отелло» Шекспира, Гарпагон в «Скупом» Мольера. На сцене МХТ и Театра п/р О. Табакова: необыкновенный Гейзенберг в «Копенгагене» Фрейна, Дорн в «Чайке», Войницкий в «Дяде Ване» Чехова. В последние сезоны Б. Плотникову почему-то не приходится исполнять центральные роли, но размышления на эту тему могут увести в сторону от главного.

Всегда остаётся интересным понять, как актёр извлекает тот или иной образ из литературного слова, подтекста, смысла, ритма и переводит это в актёрскую стихию, на язык сцены. Он сам в большой, очень большой степени – автор, создатель своих ролей.

Творческий путь Бориса Плотникова включает в себя разные периоды, более или менее насыщенные, что неизбежно. Актёр прекрасно чувствует, что такое игровой театр, ему помогают в этом юмор, музыкальность, владение формой. Но суть его таланта, код его дарования содержится в области психологического искусства, тайны которого ещё совсем не все постигнуты. «Только то прекрасно, что серьёзно», – мысль доктора Дорна близка его собственным убеждениям.

Актёр достиг какой-то естественной классической соразмерности в своём волшебном мастерстве. С юбилеем, Борис Григорьевич!

Елена ЮСИМ

ЛГ» и её читатели сердечно поздравляют Бориса Плотникова с 60-летием.

Елена Юсим


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты