Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Восхождение продолжается

01 января 2007

МАСТЕР

Борис Плотников – человек универсальной творческой одарённости. Изысканная, психологическая, нервная природа артиста происходит из того скрытого от глаз пространства, которое присуще его личности. Плотникова можно и нужно видеть в театре. Чувствовать, как глубоко и тщательно готовит он каждую минуту сценической жизни образа; как всё, что его персонаж совершает, проходит через сердце актёра; как продумана и мастерски выполнена форма его созданий; как естественно и тактично его исполнение вплетается в общий ансамбль спектакля. Индивидуальность его не «масляная живопись», а скорее, «графика», но она мощно звучит на сцене.

И раньше на огромной сцене Центрального театра Российской армии, где он необыкновенно успешно работал с конца восьмидесятых до двухтысячных и где по сей день играет в спектакле «Скупой», и ныне в МХТ им. Чехова стиль работы Плотникова не изменился, несмотря на «звёздное» окружение и авангардные режиссёрские концепции.
Удивительно, но Борис Григорьевич даже в наши дни не проявляет небрежности в выборе материала для работы. Он строго избирателен. Верен своим пристрастиям, тяготеет к тому, что знает сам и любит. В его работы нужно вглядываться и вслушиваться. Если на канале «Культура» демонстрируется фильм об истории России, духовной её жизни в прошлом или настоящем, русских писателях, художниках, музыкантах, то текст за кадром в девяноста случаев из ста читает Борис Плотников. Так читает, чувствуя слово в его метафизической глубине, что его усилиями расширяется смысл сюжета, а изобразительное прорастает во внутреннее, духовное. Документальные и художественные ленты получают «авторский голос», обращённый к каждому зрителю, только к нему и к лучшему в нём.

Несколько лет назад актёром был сыгран и прокомментирован роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в цикле «Уроки чтения» (АТВ, канал «Культура»). Знакомый «школьный» текст, как казалось, весьма далёкий от стремительных ритмов самого артиста, в его исполнении преобразился в живое, близкое острейшим проблемам именно наших дней произведение. Тут возникло сразу несколько загадок. Каким образом произошло сближение с медленным, поэтическим, подробно-созерцательным словом Тургенева и где и когда Борис Григорьевич научился так понимать структуру текста, ведь насколько известно, у Ю.М. Лотмана он не учился?

Да, у Плотникова большой опыт исполнения религиозных сочинений и высокой прозы: Л. Толстого, Достоевского, Пастернака, Набокова, поэзии Пушкина, Тютчева, Гумилёва, Ахматовой… Но опыта в таких случаях недостаточно, необходим талант увидеть исполняемое изнутри.

Актёрская культура Плотникова поистине уникальна. Она ярко экспрессивно проявляется в том, что он играет на театральной сцене, в кадре, за кадром, на концертной эстраде. Из почти нематериального вещества созданы его персонажи, а их присутствие, воздействие глубоко и, безусловно, независимо от проходящего времени. Таким был и остаётся князь Мышкин в спектакле Ю. Ерёмина «Идиот». Из всех виденных (сейчас есть возможность сравнивать разные театральные и телеверсии), думаю, наиболее близкий духу образа Достоевского.

Князь Мышкин – один из коллекции абсолютно «штучных» созданий  Б. Плотникова в спектаклях Л. Хейфеца и Б. Морозова в ЦАТРА: Александр I в пьесе Мережковского «Павел I», Барон в «На дне» Горького, Яго в «Отелло» Шекспира, Гарпагон в «Скупом» Мольера. На сцене МХТ и Театра п/р О. Табакова: необыкновенный Гейзенберг в «Копенгагене» Фрейна, Дорн в «Чайке», Войницкий в «Дяде Ване» Чехова. В последние сезоны Б. Плотникову почему-то не приходится исполнять центральные роли, но размышления на эту тему могут увести в сторону от главного.

Всегда остаётся интересным понять, как актёр извлекает тот или иной образ из литературного слова, подтекста, смысла, ритма и переводит это в актёрскую стихию, на язык сцены. Он сам в большой, очень большой степени – автор, создатель своих ролей.

Творческий путь Бориса Плотникова включает в себя разные периоды, более или менее насыщенные, что неизбежно. Актёр прекрасно чувствует, что такое игровой театр, ему помогают в этом юмор, музыкальность, владение формой. Но суть его таланта, код его дарования содержится в области психологического искусства, тайны которого ещё совсем не все постигнуты. «Только то прекрасно, что серьёзно», – мысль доктора Дорна близка его собственным убеждениям.

Актёр достиг какой-то естественной классической соразмерности в своём волшебном мастерстве. С юбилеем, Борис Григорьевич!

Елена ЮСИМ

ЛГ» и её читатели сердечно поздравляют Бориса Плотникова с 60-летием.

Обсудить в группе Telegram

Елена Юсим

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS