Очень давно у нас не было фильмов в стихах. Не экранизации классики, а современной поэтической драмы. Вспоминается только «Романс о влюблённых» режиссёра Андрея Кончаловского и сценариста Евгения Григорьева. Почему возникает потребность говорить стихами? По-видимому, чтобы приподняться над обыденностью и что-то возвышенное донести зрителям.
На Пасху в прокат вышел фильм известного театрального деятеля Эдуарда Боякова под названием «Русский крест». Раньше был такой печальный термин в демографии, означающий превышение смерти над рождаемостью. Но в фильме не про этот крест. А про какой?
Поэт Николай Мельников, назвав свою написанную в середине 90-х повесть в стихах «Русский крест», имел в виду в первую очередь, конечно, в прямом смысле православный крест, который несёт на своих плечах главный герой его произведения. Куда он с ним идёт, зачем и как он оказался у героя, которого зовут Иван Росток, а играет Михаил Пореченков, на плечах?
Историю нам рассказывает то ли Ангел-хранитель, то ли Пресвятая Дева Мария (Полина Чернышова) при помощи артистов, играющих проживавших в селении Петровский Скит крестьян. Главный герой – спившийся человек. Пить и терять человеческий облик он начал после того, как в 90-е годы жизнь наша резко изменилась. И хозяйственная, и духовная. От Ивана ушла жена к другому, его дочери выросли и уехали, а расстроенный Иван спьяну серьёзно повредил правую руку. Жить стало не для чего и не для кого. Работать на тракторе он уже не мог, устроился сторожем. Начал, как и многие в русских селениях, пить. Вёл абсолютно бессмысленное похмельное существование. И вдруг Ивану после очередного перепоя во сне явился витязь, который в тяжком сражении поверг Зелёного Змия. Иван рассказал о случившемся с ним во сне местному старцу (Юрий Кузнецов), и тот объяснил, что Ивану явился святой Георгий. Это знамение.
И Иван бросил пить. И под воздействием вещего сна вздумал восстановить храм, который в Петровском Скиту когда-то порушили большевики. Для этого герой изготовил большой православный крест. Трудно было это ему, однорукому, но он сделал. И стал ходить с крестом на спине по округе, собирая Христа ради деньги на восстановление храма. Соседи удивились, бывшие собутыльники страшно обозлились, но Иван стал другим. Странником. И ходил, ходил всё дальше, пока его не убили злые люди, чтобы овладеть собранной милостыней.
Всё это нам рассказывает с экрана Полина Чернышова стихами Николая Мельникова, а также иллюстрируется действием. Смотрится всё это крайне непривычно, такого декларативного кино давно не было. Уж очень оно бесхитростное, какое-то как будто самодеятельное, ученическое. Верующего человека, переживающего за происходящее в России, пасхальный фильм об одумавшемся христианине, принявшем мученическую смерть, трогает. Хотя в нём нет энергичного действия, интриги и интересно отыгранных событий, а также никаких открытий – ни в режиссуре, ни в актёрских работах. Также отмечу, что очень частое мелькание исполнителя роли нового русского святого Михаила Пореченкова в образе агрессивно беззаботного ведущего в рекламе русского лото не внушает к нему доверия как к носителю христианских ценностей.
Но кто пойдёт в кинотеатр на этот фильм? Боюсь, что те многочисленные заблудшие вроде Ивана души, к кому в первую очередь обращён фильм, не придут. Одни – потому что денег на эти глупости пожалеют – лучше потратят их на выпивку, а те, у кого денег много, не пойдут, потому что сверхзадача фильма слишком очевидна, его сочтут откровенной пропагандой церковников, желающих подвигнуть богатых на пожертвования. А завораживающих художественных достоинств, какие, например, были у фильмов Андрея Тарковского на ту же тему, здесь нет.
Впрочем, надеюсь, что я ошибаюсь, и деньги, потраченные на съёмки (на которые можно было бы построить не один храм), воскресят многие души и сделают осмысленной жизнь многих заблудших.