Дмитрий Кузнецов, Андрей Дьяконов. Сергей Жаров. – М.: Молодая гвардия, 2020. – (Жизнь замечательных людей: вып. 1857). – 320 с. – 2000 экз.
Удивительное дело! Даже некоторые маститые профессионалы-музыковеды ни разу не слышали имя героя новой книги серии «ЖЗЛ» и с интересом спрашивали: «Жаров? А кто это?» Между тем в своё время и сам Сергей Алексеевич Жаров, и его коллектив могли соперничать в популярности (только вдумайтесь в цифры: более десяти тысяч концертов по всему миру; пластинки, общий тираж которых к 1963 году перевалил за 11,5 млн экземпляров!), к примеру, с легендарными «Битлз». И лишь на родине о них до настоящего времени почти ничего не знали...
Эта книга – о создателе первого в истории Донского казачьего хора, о человеке, судьба которого представляет собой настоящий приключенческий, а местами авантюрный роман. На страницах оживает не только биография героя. Вся противоречивая история ХХ века – от мирного быта Московского синодального училища церковного пения, где среди учителей Жарова оказался великий Александр Кастальский, до ужасов Гражданской войны, трагического Русского исхода 1920 года и десятилетий вынужденной эмиграции.
Авторами книги, которая будет, безусловно, интересна далеко не только музыкантам, стали профессор СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого, доктор философских наук, председатель попечительского совета Международного общественного фонда культуры и образования Дмитрий Кузнецов и настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове протоиерей Андрей Дьяконов. В 1981 году отец Андрей увлёкся изучением истории хора Жарова и сегодня является обладателем крупнейшей в мире коллекции пластинок, афиш, писем и личных вещей, связанных с Жаровым и его коллективом.
История Жарова и его хора уникальна. Начнём с того, что Жаров... не был донским казаком. Просто во время Гражданской войны он сражался на стороне белых, был пулемётчиком, а затем и пулемётным инструктором в третьей Донской дивизии Донского корпуса. С этим воинским соединением покинул Крым и оказался на турецкой территории в Богом забытой деревушке Чилингир.
Как рассказывает Дмитрий Кузнецов: «Казаков поселили в полуразвалившихся овчарнях. Спали прямо на грязном полу, чуть присыпанном соломой, прижавшись друг к другу так тесно, что на другой бок невозможно было даже перевернуться. Самодельные печи мастерили из кирпичей и консервных банок. В таких антисанитарных условиях не могла не начаться холера. Каждый день умирало по несколько человек. Но чем казаки хуже жили, тем они становились ближе к Богу! Приближался день святителя Николая Чудотворца. Решили подготовиться к торжественному молебну. Выбрали лучших певцов, регентом хора назначили Жарова. В маленькой, холодной и очень тесной землянке начались репетиции. 20 декабря 1920 года считается днём рождения хора донских казаков. А совсем скоро мы будем отмечать его 100-летие».
Впоследствии хор оказался в лагере для интернированных на греческом острове Лемнос, потом его ждала нищенская жизнь в Болгарии и только 4 июля 1923 года благодаря протекции балерины Тамары Карсавиной музыкантам удалось приехать в Вену и познакомиться с самым известным австрийским импресарио, которого очень воодушевил проект – поющие казаки. Кстати, в Европе тогда не было ни одного казачьего хора, только на волне успеха Жарова начнут создаваться многочисленные коллективы: черноморские, кубанские, тверские. Донской казачий хор под управлением Сергея Жарова был первым!
И вот что ещё хотелось бы обязательно отметить и на что обращает внимание Дмитрий Кузнецов: «Сталин, прослушав одну из первых жаровских пластинок, приказал создать в СССР похожий хор (ныне это знаменитый Академический дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. – М.З.). Советские газеты писали, что «Александров создал ансамбль как совершенно новый творческий жанр, аналогов которому не было нигде в мире». То же самое писали западные газеты, только... о Донском казачьем хоре под управлением Сергея Жарова. Оба коллектива были противоположными полюсами насильственно разделённой единой русской культуры».