Собеседники поэзии и сказки. Об искусстве художников детской книги. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008. – 288 с.: ил.
Не так уж часто случается взять в руки издание, о котором хочется говорить только в превосходной степени. Поскольку отмечены они – вопреки торжествующей повсеместно энтропии – завидным единством содержания и формы, причём самого замечательного свойства. Нет, красивыми, безупречного полиграфического качества художественными альбомами мы сегодня, конечно же, не обделены. Но данная книга – не альбом, точнее не вполне альбом, при том, что украшающие её четыре с лишним сотни репродукций, мало сказать, радуют глаз и рождают в душе исключительно позитивные чувства; многие из них с неизбежностью опрокинут перелистывающего в светлое ностальгическое состояние, заставят заново ну если не пережить, то как минимум вспомнить важные минуты «времени златого».
По этой причудливой, ни с чем не сравнимой «Сказочной азбуке», нарисованной Татьяной Мавриной, я когда-то делал самые первые шаги в постижении букв родного алфавита. Вот «чёрно-белые штриховые рисунки» Бориса Малаховского, которые навсегда врезались в память по довоенному ещё изданию «Золотого ключика», перешедшему ко мне по наследству от родителей. А вот – хочется употребить слово «конгениальные» – иллюстрации Бориса Диодорова к сказкам Андерсена, которые я рассматривал уже со своими детьми. Рядом Конашевич, Лебедев, Май Митурич, Чарушин, Чижиков, Вальк – всех действительно не перечесть. Перед нами разворачивается настоящая галерея прекрасных работ нескольких десятков отменных рисовальщиков. Каждый из них – с особой фирменной изюминкой стиля, каждый – мгновенно узнаваем и, наверное, по большому счёту неповторим, при этом объединяет их всех одно. Стопроцентное попадание, как теперь принято выражаться, в «целевую аудиторию», абсолютное понимание того, какими должны быть книжки с картинками, предназначенными для читателей первой (а также – что ещё более сложная задача – второй и третьей) условно-возрастной ступени.
Халтуры и безвкусицы в сфере детской иллюстрации, безусловно, хватало всегда. О переживаемом моменте даже и не говорим – достаточно окинуть беглым взором соответствующую витрину в любом книжном магазине, чтобы впасть в известное уныние. Но и в советскую эпоху, породившую здесь уникальную школу, создавшую целое могучее направление в изобразительном искусстве, далеко не всё было, безусловно, равно талантливо и интересно. Но поскольку перед нами поистине фундаментальный труд, вероятно, самого крупного специалиста в данной теме, визуальный ряд книги выглядит безупречно. Лидия Кудрявцева, много лет проработавшая в прекрасном – и, увы, почившим в бозе – журнале «Детская литература», где «курировала», кроме всего прочего, направление искусства иллюстрации, не только нагляднейшим образом демонстрирует свой высочайший вкус, не просто знает предмет, но умеет написать о нём по-журналистски ярко и занимательно, с личным (мы бы даже сказали «лиричным») отношением почти к каждой из описываемых персон, с искусствоведческим пониманием и одновременно человеческой пристрастностью, которые не могут не подкупать.
Это не совсем монография – при том, что все необходимые для зачисления по данной категории свойства, кажется, налицо. Широчайший охват, исторический экскурс, разделение на главы, чётко берущие тот или иной подраздел… Но есть в этом труде ещё одно – то, о чём писал Корней Чуковский, возводя в главную задачу литературы для детей «какою угодно ценой воспитать в ребёнке человечность».