Отклики наших читателей на статью «Семейное пение» («ЛГ» № 41)
Внушать с умом
После прочтения статьи первая мысль, которая пришла в голову: «Как просто всё гениальное!» Но почти сразу появилась следующая: «А не слишком ли всё просто и удобно, чтобы оказаться правдой?»
Во-первых, ребёнок, предъявленный нам в качестве примера, унаследовал личностные характеристики и музыкальность своих родителей. Во-вторых (что не менее важно), родители любимы и авторитетны для него не только как близкие люди, но и как профессионалы. Безусловно, до определённых музыкальных произведений ребёнок должен дозреть, но он подсознательно стремится к этому. Тогда можно не опасаться тлетворного влияния низкопробной музыки.
Что делать со всеми остальными детьми, составляющими то самое большинство, которое определяет лицо современного поколения?
У одних – напряжённые отношения в семье, и всё, что представляет ценность для родителей, однозначно отвергается ребёнком; у других вполне благополучные отношения с родителями, но они воспринимаются как люди другого поколения, которое при всех своих достоинствах не в силах понять и оценить современные музыкальные настроения.
Помимо прочего существуют различные типы личности. Эта проблема становится как нельзя более острой, когда обсуждается вопрос о необходимости активного воспитания ребёнка («влиять, внушать и заставлять работать»). Слава Тепляков уверенно говорит: нет, нельзя навязывать – нужно предлагать… ребёнок сам отфильтрует… нужно подождать, когда он скажет: «Я хочу!». В ответ на это у меня сразу возникает тревожная мысль: а если не отфильтрует? Если будет пассивно плыть по течению и так и не скажет: «Я хочу!»? И вообще, сколько времени должно пройти, чтобы родители поняли, что надо изменить тактику воспитания? Ведь многие из них опоминаются слишком поздно, когда ребёнок почувствовал вкус другой жизни, той самой, нетребовательной, в которой не надо напрягаться, преодолевать себя и можно спокойно дрейфовать под громогласное сопровождение псевдомузыки, псевдокино и массы всяких других «псевдо». На этом этапе изменить что-либо становится сложно: у наших детей уже появились и закрепились в сознании «другие любимые авторы».
Другое дело, что заставлять и внушать нужно с умом, не пытаясь пробить головой бетонную стену. В общении с ребёнком на эту психологически тонкую и личную тему нужно находить правильную интонацию, выбирать подходящее время и всегда быть готовым почувствовать момент, когда стоит временно отступить, чтобы не вызвать протестную реакцию и не получить эффект, противоположный желаемому.
, детский врач-психиатр, мать 16-летней дочери
Свободу сыну!
В период моего детства родители оказывали на меня очень большое давление буквально во всём. Меня это угнетало, мне хотелось быстрей вырасти и уехать от родителей, что, собственно, и произошло, как только я получил аттестат зрелости. И вот теперь, когда мой сын находится в таком сложном переходном возрасте, я ловлю себя на том, что тоже пытаюсь постоянно его контролировать. Видно, это закладывается на уровне подсознания. Я стараюсь одёргивать себя.
Целиком и полностью согласен с героями вашей статьи в том, что нужно уметь давать свободу выбора детям, а роль родителя лишь в том, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в ещё не изученном жизненном пространстве. Мне очень трудно, но я постараюсь сделать всё, чтобы мой сын не испытывал подобного давления, как я в своё время, чтобы он был внутренне свободен.
, 39 лет (сыну 13 лет)
Зерно прорастёт
Прочла беседу с Тепляковыми о воспитании детей, и зацепило. Но… цитирую: «Нужно аккуратно поощрять шаги, которые он делает». На мой взгляд, надо не аккуратно поощрять, а аккуратно направлять. Причём с самого крошечного возраста, когда он ещё слишком мал для того, чтобы правильно сориентироваться, в какую сторону шагать. Именно от того, куда ты его в этом возрасте направишь, зависит его будущее отношение ко многим вещам. Очень важно, какие книги ты читаешь ему, какие мультики он смотрит, на какие спектакли ты его водишь и какую он музыку слушает в том возрасте, когда ещё не может сам выбирать для себя диски.
Скажем так – ты задаёшь ему «культурную» планку. Если он будет находиться в этой атмосфере с младенчества, вряд ли его потянет на нечто низкого пошиба. А классика для ребёнка, на мой взгляд, обязательна. Только она «пробуждает» душу. Важно, как её подать ребёнку, и, естественно, грамотно подобрать произведения. Может, он потом отойдёт от неё, но «зерно» когда-нибудь прорастёт.
И ещё. Если ты хочешь научить ребёнка чувству прекрасного, привить ему вкус, надо говорить порой и «надо», и «нельзя». И даже если ему не очень интересно, попытаться объяснить, почему это надо, и заинтересовать. Но повторяю, всё это надо делать, пока он маленький, потом уже поздно, да и, действительно, бесполезно. Когда он подрастёт, надо уважать его свободу. Но если вы успели заложить в него то, что считали нужным, он сам выберет себе достойный путь.
, экономист (сыну 12 лет)
Станьте другими, родители
Cлава Богу, что речь пошла о самом главном в нашей жизни – о воспитании детей. Но мне немного жалко Тепляковых, они забыли или же не захотели сказать: «Детей не допускают ко Христу сегодня». Увы, но это так. Поставлен мощный щит за счёт ТВ, кино, литературы. А воспитание детей необходимо начинать с утробы матери. Она, беременная, приходит в храм и исповедуется, и причащается, и душа её становится другой – богатой духовно. И это сказывается на будущем младенце, я уверен. Есть шанс, что он родится с Господом в душе, тогда мы, кстати, сможем говорить о новой, здоровой нации, которую пытаемся построить, но только на словах – слова сверху вниз, снизу вверх.
Отметились в «Году ребёнка», подходит год к концу, ребёнка забывают – всё, как всегда, и ничего не изменилось. И ещё. Воспитание детей нужно начинать с самих себя, нам самим нужно становиться другими, тогда другими станут дети.
(сыновьям 7 и 9 лет, дочке 4 года)
Есть композиторы
Извините, не могу не добавить «ложку дёгтя». Дело в том, что меня неприятно поразили в вышеназванной статье следующие слова: «Отечественных (мультиков) с хорошим музыкальным рядом просто нет. Нет композиторов, способных написать достойно. Специально для детей, быть может, и не нужно. Мне кажется, нет «детской» музыки, есть хорошая музыка». Это неуважение к целой плеяде советских композиторов, на чьих детских песнях, музыке к мультфильмам и кинофильмам выросло моё поколение и растут теперь мои дети: Гр. Гладкову, Ген. Гладкову, Е. Крылатову, В. Шаинскому, Б. Савельеву, А. Островскому и другим.