О состоянии библиотек, книготорговли и душ книголюбов
В сентябре проводилась 20-я Московская международная книжная выставка-ярмарка, которая и открывает книжный сезон, и подводит некоторые итоги. В частности, были обнародованы цифры и география книгоиздания за первое полугодие 2007 года. Конечно, по всем показателям доминирует Москва. Показатели Московской области – 544 названия тиражом 620 тысяч экземпляров, меньше одной книги на 10 человек населения.
Правда, положение выправляется, поскольку уже второй год осуществляется книгоиздательская программа правительства Московской области, а администрации многих районов выделяют средства на издание книг своих авторов, на прославление малой родины. Среди 150 тысяч наименований новых книг на стендах многих издательств были представлены книги и о Московской области. На стенде издательства «Алгоритм», например, блистала популярная серия «Народный путеводитель», в которой вышли книги «Усадьбы Подмосковья», «По рекам Московии» и другие. То есть интерес к Подмосковью, особенно после проведения в этом году замечательного праздника славянской письменности и культуры в Коломне, немалый, а вот целенаправленной работы, пиар-компаний, как сейчас говорят, недостаточно.
На выставке побывало огромное количество народа, очереди у касс – поражали, каждый книголюб хотел увидеть новинки и купить их подешевле. Это вполне объяснимо, потому что в России просто не хватает книжных магазинов. В сегодняшней стране один книжный магазин приходится в среднем на 60 тысяч потенциальных покупателей. В Европе – на 10-15 тысяч. Так, в огромном по населению и развитом Подмосковье сохранилось около 100 книжных магазинов (или 1 магазин на 70 тысяч жителей), только десять из этих магазинов разной формы собственности входят в систему Мособлкниги и потому могут рассчитывать на централизованное снабжение, в том числе и очень нужными книгами, выходящими по книгоиздательской программе правительства Московской области. Они в обязательном порядке приходят в каждую из 1377 библиотек области.
Но очевидно, что в России мало и библиотек. К 2001 году их было в стране 258 на 1 миллион населения, рассеянного на огромной территории, а в Финляндии, бывшей провинции России, на 1 миллион приходится 2500 библиотек – в десять раз больше! Председатель Общественного комитета по спасению библиотек Борис Грызлов привёл такую цифру: на комплектование муниципальных библиотек в год тратится 8,3 рубля на одного посетителя. И это при том, что средняя цена за книгу нынче – больше 100 рублей. Только каждая десятая вновь изданная в России книга оказывается сегодня на библиотечной полке.
В Законе ‹ 131 – о местном самоуправлении – в пункте 11 записано: «Организация библиотечного обслуживания населения». В каком смысле – обслуживание? На содержание поселковой библиотеки в местном бюджете денег нет, мы её закрываем, а раз в месяц приезжает «рафик» из района с заказанными книгами – выходит, организовал чиновник поселения облуживание? Вроде, да. А то, что библиотека остаётся сегодня порой единственным очагом культуры и досуга, – плевать. Я как-то писал, что в старинном смоленском селе Каспля на пути из варяг в греки, бывшем районном центре, остались два питейных заведения, церквушка, молельный дом и библиотека. Даже клуб на ладан дышит, а в библиотеку дети приходят, люди тянутся к книге, особенно зимой. И что же теперь – рассчитывать только на нищий местный бюджет? Даже спонсоры порой не могут помочь! Владимир Зайцев, председатель Российской библиотечной ассоциации, выступил в мае в Брянске на представительном совещании коллег и подчеркнул всю несуразность законов. Например, введение нового Налогового кодекса – взимание налога на землю, имущество и даже на получаемые дарения со всех организаций культуры, в том числе библиотек, приводит к абсурдной ситуации: дарение книг, то есть увеличение государственного имущества, облагается государственным налогом, который следует платить… из внебюджетных средств. Из тех крох, которые удаётся заработать библиотеке платой за выдачу книг повышенного спроса, ксерокопирование и прочее. Какие «книголюбы» пишут подобные законы?
Сейчас в Подмосковье 867 сельских библиотек. Сотрудники, власти и сами жители стараются сохранить их во что бы то ни стало. Библиотеки деревни Сысоево (Дмитровский район) и села Петровское (Наро-Фоминский район) были признаны лучшими. А вот библиотеки в городах не пользуются таким вниманием, особенно это касается городов и районов, находящихся в непосредственной близости от столицы. В Климовске и Монине закрыли детские библиотеки, в Долгопрудном такую же лишили читального зала. В Рошале и Юбилейном, находящемся всего в десятках километров от Москвы, до сих пор в библиотеках нет ни одного компьютера.
Фонды многих библиотек – тают. По стандартам, на 1 тысячу читателей должно приходиться не менее 250 книг в год. Нормативы соблюдаются только в 3 районах: в Лотошинском, Серебряно-Прудском, Шатурском и городе Краснознаменске. Средний показатель по области – 121 книга – ниже общероссийского. Причём самыми неукомплектованными снова оказываются города, расположенные рядом со столицей: в библиотеку Электрогорска за 2006 год поступило всего 3 книги на 1 тысячу человек, в Лобне – 6, в Юбилейном – 15, в Реутове – 27, в Подольске – 28 книг. А ведь это – знаменитые и, по российским меркам, преуспевающие города. Мало того, что изданий не хватает в принципе, примерно 60 % из них – ветхие или устаревшие по содержанию. В 2005 году был списан почти 1 миллион подобных книг: кому сейчас нужна политэкономия времён социализма? Проблемы экологии, образования, культурологии – в корне изменились. В библиотеках муниципальных образований списание в 2-3 раза превышает новые поступления. Некоторые районы пытаются искусственно сдерживать обнищание фондов и не спешат избавляться от ветхих изданий. В Лобне, например, за два года была списана всего 1 книга, в Реутове – 70. Но разве так можно решить проблему? Современных энциклопедий, словарей, атласов больше от этого не станет. Комплектовать библиотечные фонды стало труднее вдвойне, библиотеки могут покупать книги только у выигравшего конкурс издательства. Нужно оформить множество документов. Нередко после соблюдения всех формальностей необходимые книги уже распроданы. До сих пор не удаётся урегулировать вопрос и с финансированием. По закону этим должна заниматься местная администрация. Но зачастую выделенных ею средств не хватает. Правда, недавно был принят закон «О библиотечном обслуживании населения Московской области общедоступными библиотеками», по которому местные власти должны выделять библиотекам обязательный минимум на техническое оснащение и формирование фонда.
Положение в этой важнейшей гуманитарной сфере после принятия закона стало меняться к лучшему. Журнал «Подмосковье» в номере 7 поведал, что на 1 января 2007 года информационно-библиотечное обслуживание жителей Московской области осуществляли 1377 библиотек, в том числе 2 государственные областные библиотеки, 146 муниципальных детских (из них 14 на селе), 846 библиотек сельских поселений, 383 библиотеки городских округов и поселений. Количество библиотек области сократилось по сравнению с 2005 годом на 10 единиц. Упразднение библиотек в целом не отразилось на обеспечении сельских жителей книгами за счёт организации передвижных пунктов книговыдачи. В 2006 году библиотеки области обслужили 1825,3 тысячи человек – меньше одной трети населения области. Особую тревогу вызывает снижение количества читателей детского и юношеского возраста. В 2006 году детские библиотеки посетили 323,1 тысячи человек – на 2,8 тысячи меньше, чем в 2005 году. Причин много: доступность Интернета, близость к Москве, издание завлекательного чтива, но прежде всего – низкие объёмы комплектования фондов интересной, разнообразной, новой литературой!
По числу персональных компьютеров в библиотеках – 847 – библиотеки Московской области теперь входят в первую десятку России. Стремительный рост компьютеров за полтора года – факт, несомненно, примечательный, но вместе с тем компьютерную технику имеют в Подмосковье лишь 15,9 процента, а выход в Интернет – 3,8 процента библиотек.
Средства у муниципальных библиотек для закупки книг стали появляться, но в чём новая проблема? Был принят странный закон, по которому книгу приравняли к любому другому типовому товару, и библиотеки были вынуждены участвовать в так называемых тендерах, появилось огромное количество новых документов, подводных камней и, как водится, обманов и откатов. К чему это привело? По данным Российской национальной библиотеки, в Сводном каталоге библиотек России количество обрабатываемых книг сократилось в два раза, значит, и закуплено было в два раза меньше. Вот он, результат введения нового порядка использования бюджетных средств для приобретения товаров и услуг. Библиотечное сообщество выступило с требованием пересмотреть соответствующие статьи Федерального закона ‹ 94, касающиеся закупок книг, противоречащие закону «О библиотечном деле». Все, кто хоть что-то понимает в книге, твердили, что книга не является однородным, одноимённым товаром, и нельзя заикаться о проведении конкурсных торгов на книги. Голос разума был услышан, зато ввели аукционы на поставку книг. Например, библиотеке вуза выделили деньги, она бросает клич: кто, какой поставщик скомплектует нужный пакет изданий и возьмёт за это как можно меньше. Конечно, выигрывают «свои», нужные партнёры или просто авантюристы, которые объявят заведомо низкую цену, а поставят ли литературу – вопрос… Теперь библиотекам по поправке правительства можно напрямую приобретать книги издательства, и опять выпадает весьма важное профессиональное звено, которым прежде была Союзкнига и другие государственные системы. Как рассказывала мне директор библиотечной системы Железнодорожного Зинаида Голощапова, автор книги «Кучинский остров Андрея Белого», средств, в принципе, хватает. Библиотека закупает книг на 450 тысяч рублей в год, приобретает всё, что связано с «серебряным веком» поэзии, что нужно для музея Андрея Белого при одноимённой библиотеке. Зинаида Ивановна радуется, что отменили тендеры, но вспоминает с грустью о тех временах, когда ещё библиотекарем, отвечающим за комплектацию, приезжала в соседнюю Балашиху, в областной коллектор, сама смотрела каждую книжечку, проверяла её от содержания до переплёта и заказывала для библиотеки.
Мы разрушили систему Союзкниги, Центрального библиотечного коллектора (теперь конкурируют несколько бибколлекторов), а стройной рыночной системы взамен не создали. Правда, поле для коммерческих выкрутасов, ведущих к резкому удорожанию, и афер вокруг поставок – расширилось. Приведу конкретный пример. По книгоиздательской программе правительства Московской области я выпустил в издательстве «Кучково поле» первую сводную книгу: «Москва-река от истока до устья». Приезжаю в Рузу, где сохранился магазинчик Мособлкниги, смотрю на цену издания – 120 рублей. Продавщица говорит: «Особенно приезжие хорошо берут, второй раз заказываю, отпускная цена божеская – 90 рублей». Нормальное рыночное соотношение, но в Москве эту книгу я видел в двух магазинах по 250 и 330 рублей. Более 300 процентов навара! В какой рыночной стране это возможно? Между тем во многих странах, например во Франции, издательство указывает максимальную продажную цену, выше которой «накручивать» нельзя. В выигрыше и издатель (быстрее реализует тираж), и автор (он получает проценты по реализации с отпускной цены), и главное – покупатель книги. И ещё: во многих развитых странах давно убран с титула год выпуска. Зачем он? Настоящая книга не стареет. Наши же магазины сегодня и книгу 2006 года не берут. Так что общегосударственных проблем в этой отрасли – с лихвой. И никакой отдельной области, будь она хоть столичной, с ними не справиться.
Тем не менее многое зависит от нас, книголюбов, и всех тех, кто отвечает за важнейшую и хлопотную сферу – культуру, которая пока, увы, не удостоена национального проекта. Более того, по трёхлетнему бюджету расходы на неё даже сокращаются. Так что же нам ждать от будущих поколений, как и на чём их воспитывать?
, поэт, публицист
Фото автора
Директор библиотечной системы города
Железнодорожного Зинаида Голощапова