Москва глазами очевидца. 1930-2005 гг. Воспоминания. – М.: Издательство Главархива Москвы, 2006. – 408 с.: ил.
История государства, как океан в капле, отражается в истории его столицы. О Москве написано много. Разными людьми и в разных жанрах. Что же в таком случае добавляет к нашему знанию о Первопрестольной выход ещё одной книги? К знанию, возможно, немногое – отдельные штрихи, какие-то детали. А вот к пониманию…
В книге А. Пономарёва Москва – это не столько город, сколько арена. Для глобальных политических и экономических катаклизмов. Для взлётов и крушений человеческих судеб. Средоточие надежд, радостей и горестей миллионов людей и в те поры, когда они составляли уникальную общность – «советский народ», и потом, когда в одночасье перестали ею быть. Несомненным достоинством книги является то, что она написана не случайным свидетелем тех или иных событий, а историком, то есть человеком, для которого «летописание» является профессией.
Анатолий Пономарёв окончил исторический факультет МГУ и с 1955 по 1990 год работал в Институте истории партии МГК и МК КПСС, а с 1991 – в системе Мосгорархива (Главархива Москвы).
Москва в истории нашего отечества – эта тема не раз становилась главной в научных исследованиях А. Пономарёва. Он принимал самое деятельное участие в создании сборника «Битва за Москву», выпущенного в 1966 году к 25-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. В ходе работы над ним автор встречался с такими выдающимися советскими полководцами, как Г. Жуков, А. Василевский, К. Рокоссовский, И. Конев. Этим замечательным людям посвящено немало проникновенных страниц.
Судьба Москвы-города тоже нашла в книге своё отражение. В тридцатых годах столицу стремились превратить в образцовый социалистический город, в семидесятых – в образцовый коммунистический. Снос зданий, имеющих непреходящую историческую ценность, переименование улиц и площадей в честь людей, никогда в Москве не бывавших… А с какой экспрессией автор рассказывает о том, как в конце тридцатых с подачи одной ретивой пенсионерки Москва вообще могла лишиться своего имени и стать Сталинодаром.
Но вот что интересно. Пока воспоминания «уходят» в советские времена, автору, в общем-то, удаётся сохранять известную выдержку. Но как только автор в своих воспоминаниях пересекает Рубикон перестройки, его сдержанность куда-то исчезает. К деятелям горбачёвской эпохи и новых времён он гораздо суровее, чем к Сталину, Хрущёву и Брежневу вместе взятым. Когда на страницах его воспоминаний появляются такие колоритные фигуры, как Г. Попов,А. Собчак, Б. Ельцин, ирония уступает место едкому сарказму.
Вроде бы, удивляться этому, как минимум, наивно – слишком тяжелы оказались жернова истории: сколько человеческих судеб перемолото, сколько высоких идеалов развенчано, сколько мудрых заповедей нарушено. Но ведь книга-то написана историком, то есть профессионалом, который не может не понимать: если одна система рухнула и на её месте начала формироваться (да – с перекосами, да – не так, как большинству из нас этого хотелось бы) совершенно иная, то для этого были объективные причины.
И всё-таки не будем забывать, что перед нами не научный труд, а воспоминания. А человеческая память, любой психолог вам это подтвердит, сохраняет не столько сами события, то есть факты, сколько их интерпретацию, созданную собственными силами или воспринятую от значимых для данного человека персон. Каждый из нас из потока происходящего подсознательно отбирает то, что в наибольшей степени отвечает его мировоззрению, его гражданской позиции. То, с чем согласна его душа. Проще говоря: у каждого – своя правда.
Безусловно, найдётся немало читателей, которые не согласятся с аргументами автора, как найдутся и те, кто будет готов подписаться под каждым его словом.