Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Воспоминания о будущем в Царском Селе

01 января 2007

КИНО

Пока вся страна в предновогодней лихорадке обсуждала, стоило или не стоило снимать продолжение легендарной «Иронии судьбы», на экраны довольно тихо вышел новый «числительный» фильм – «1814» режиссёра Андреса Пуустусмаа. Нет, рекламы ему телеканал СТС (один из соучастников сего кинопроизводства) отмерил сколько мог и даже больше. Однако зрительская реакция на кинополотно из времён начала XIX века оказалась куда скромнее, чем на предшествовавшую ему эпопею, повествовавшую о событиях, случившихся 202 годами раньше. Речь, как вы понимаете, о ленте «1612».
Надо отдать должное автору идеи Александру Роднянскому и сценаристу Дмитрию Миропольскому. Сумели откопать в отечественной истории сверхблагодатный сюжет. Пушкинский лицей плюс таинственный маньяк – чем не материал для блокбастера и одновременно чаемого фильма для семейного просмотра. Призванного, как говорится, просвещая развлекать. Или, если угодно, наоборот, развлекая просвещать. В своём интервью, выложенном на одном из сайтов, Д. Миропольский говорит: «Всё, о чём идёт речь в фильме, произошло на самом деле. В сценарии я не фальсифицировал события, а лишь представил свою версию того, как они развивались, свою трактовку этих событий». Но простите, уважаемый г-н сценарист, – ни в одной биографии Пушкина, ни в одних мемуарах, написанных его друзьями-лицеистами, эпизода с разоблачением маньяка нет! Так что же прикажете делать с вашим «на самом деле»? Думается, не нужно быть ни историком, ни литературоведом для того, чтобы отдавать себе отчёт – ну никак не мог Александр Сергеич со товарищи принимать участие в поимке пресловутого царскосельского душегуба. Не лицеистское это дело.
Да и идея расписывать своими виршами пышные перси младой, скажем так, дворянки начинающего стихотворца вряд ли привлекла бы. Вроде бы в лицейские лета его думами владела особа гораздо более целомудренная и не совсем неблагородного происхождения. Тем более что показанного на экране для отроков зело юных и неиспорченных слишком много, а для всех остальных – слишком мало.
Кстати, об отроках! Ох, не стоило, наверное, так настойчиво упираться в эти самые «восемнадцать–четырнадцать». Тогда не так бросалось бы в глаза то обстоятельство, что юноши, резвящиеся в лицейских классах и за их пределами, много старше. И какие-то уж больно современные они в итоге получились на экране. Не столько манерами даже, сколько взглядом и читающейся за ней внутренней жизнью. Больше всех веришь барону Дельвигу Александра Быковского, а вот Стас Белозёров, похоже, находился в момент съёмок под сильным воздействием приснопамятного исполнения роли того же исторического лица Сергеем Безруковым.
Правда, авторы настоятельно подчёркивают: фильм вовсе не о Пушкине, а о птенцах, если так можно выразиться, «Александрового гнезда», ставших настоящими орлами. И всё-таки режиссёру Андресу Пуустусмаа в смелости (или в дерзости?) не откажешь: замахнуться на Александра нашего Сергеевича, пусть и в отроческие его года, да ещё закрутить вокруг него детективную интригу – на такое до него ещё никто не отваживался. Впрочем, г-н Пуустусмаа эстонец, так что на него бронзовая монументальность «солнца русской поэзии» давила, безусловно, меньше. Не будем спорить: давно пора было хотя бы попытаться показать нынешним «отрокам», что и великие поэты не «бронзовыми» на свет рождались и хулиганили в юности почище их. Жаль только, что в образе будущего гения Обезьяна почему-то превалирует над Французом.
Ещё один повод для искренней печали – явная раздвоенность сюжета. Такое впечатление, что в одном русле, не смешиваясь, текут два разных потока, да ещё, пожалуй, и в разных направлениях. В итоге целостности не обретает ни один – ни «лицейский», ни детективный. При этом в картине есть несколько совершенно блистательных сцен. Например, в кабинете у директора лицея Малиновского (Богдан Ступка), когда преподаватели ироничными восторгами в адрес юных своих питомцев заставляют ретироваться зануду-следователя. Или эпизод с выдворением из лицея фискала-надзирателя Пилецкого (крошечная роль, потрясающе сыгранная Сергеем Барковским).
И оператору Юрию Райскому – низкий поклон. Думается, что своей неспешно-романтичной атмосферой картина во многом обязана именно ему. И, наконец, главный комплимент – дух эпохи присутствует в каждом практически кадре. А это по нынешним временам вещь невероятная, сродни чуду.
Ну так что же, дамы и господа, где мы с вами поставим запятую в классическом «казнить нельзя помиловать»? Не знаем, как вам, а нам кровожадничать расхотелось в тот момент, когда во всё том же вездесущем Интернете мы наткнулись на следующую запись: «…захотелось сесть и спокойненько перечитать стихи Пушкина». Может, ради автора этой фразы и стоило снимать историю о юных озорниках, старшему из которых было восемнадцать, а младшему – четырнадцать? 

Отдел «ИСКУССТВО»

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS