Алиса Даншох. История болезни, или Дневник здоровья.
– М.: Эксмо, 2019. – 288 с. – 2000 экз.
Существует множество способов описания различных ситуаций, связанных с болезнью человека, самим страдальцем. Это может быть прекрасный рассказ с подробным изложением психологических переживаний и физических страданий пациента, когда тернистый путь к выздоровлению похож на извержение вулкана «страстей человеческих» со счастливым или несчастливым исходом. Возможен и другой вариант, когда больной, повествующий справедливо, а иногда не совсем, отчаянно критикует всё происходящее, разносит в пух и прах саму систему исцеления от болезней, что, видимо, приносит ему облегчение хотя бы в самих воспоминаниях. Но как умело Алиса Даншох – автор только что увидевшей свет книги, выбравший свой путь в этом нелёгком деле, – элегантно и ненарочито совмещает прекрасное с полезным!
История медицины – это, как правило, беспристрастное изложение состоявшихся событий и фактов в их хронологической последовательности. Читателю – непрофессионалу в этой области очень скоро становится скучно от сухого перечисления происходившего, и он, даже сам того, может быть, не желая, пытается как можно скорее удалиться из этого пёстрого и многофакторного мира.
Другое дело – история собственных заболеваний. Здесь всё крайне важно и интересно, причём порою с диаметрально противоположных позиций. Даже самые незначительные события зачастую приобретают в голове больного человека знаковое значение и раздуваются до гигантских размеров. Существует и другая опасность у автора, пишущего о врачевании в целом. Это довольно часто встречающаяся фальшь, состоящая из целого ряда мелких неточностей (а дьявол, как известно, кроется в деталях), которые читателю-врачу сразу бросаются в глаза, и он уже никогда не будет ярым поклонником и приверженцем описываемых событий. Вспомните хотя бы книги и фильмы о хирургах. Я всегда боюсь их читать и смотреть, потому что узнаешь и увидишь такое, что даже при самом драматичном сюжете всё начинает смахивать на банальную мыльную оперу с частично хирургическим уклоном.
Алисе Даншох каким-то непредсказуемым элегантным образом удалось избежать всего этого. До самого конца книги читатель, даже будучи профессионалом-врачом, идёт вместе с ним (автором) по всем описываемым нозологиям болезней, странам и островам, связанным тонкой нитью авторской пытливости в единое целое, будучи уверенным, что вот-вот и его осенит счастливая мысль, почему так радостно и легко всё читается. Весьма интересно, как и в предыдущем произведении Алисы, представлены описания исторических мест с подчёркиванием их кулинарных отличий, поведенческих особенностей персонажей. Как всегда, очень тонко следуя собственному лейтмотиву, автор оставляет за читателем возможность и самому условно поучаствовать в происходящем и сохранить своё собственное отношение ко всему, что он ещё не видел и не знал.
Самое главное, что эту книгу хочется перечитывать. Она надолго западает в подкорку и, практически не вызывая бури эмоций, остаётся чем-то очень и очень близким. Я от души завидую будущему читателю, так как ему ещё предстоит погрузиться в это повествование, а я уже, к сожалению, его прочитал.
Александр Сдвижков, профессор, доктор медицинских наук, лауреат премии Правительства РФ