Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

«Воспроизвести русскую историю…»

01 января 2007

ДВА МНЕНИЯ ОБ ОДНОЙ ПРЕМЬЕРЕ

Фильм этот шёл смотреть с интересом, во-первых, потому, что всё, что связано с ролью св. блгв. князя Александра в русской и мировой истории и с пониманием этой роли в наши дни, меня очень интересует; во-вторых, из-за развернувшейся в последние годы яростной атаки на память о нём с участием российских и зарубежных действующих лиц, стремящихся развенчать «миф» о победителе шведов и немцев и об одном из решающих этапов истории нашего государства. Ведь семидесятилетней давности фильм С. Эйзенштейна для этих разоблачителей едва ли не второй по значимости объект «деконструкции» после истории знаменитых битв на Неве и Чудском озере. Конечно, ожидать, что фильм И. Каленова станет следующим шагом в осмыслении кинематографом судьбы великого князя, было несколько наивно, но всё же…

Фильм ожиданий не оправдал, но и не разочаровал. Простое, незамысловатое изложение того, о чём большинство зрителей знает по нескольким абзацам в школьном учебнике истории (добавление романтических деталей вроде благородного спасения Александром от разбойников магистра Ливонского ордена Андреаса фон Вельвена, одного из главных организаторов и участников агрессии ордена против Новгорода, вполне допустимо). Психология и драматизм присутствуют в самых малых дозах, не мешающих восприятию «картинки», но неправды нигде нет, а те, кто знает обо всём этом побольше, могут необходимое домыслить. Единственно, что жаль: убрано одно из тяжелейших испытаний в жизни великого князя – необходимость смирять и удерживать себя и своих соотчичей от военного противостояния татарам, выплачивать им дань, вплоть до насильственного усмирения антитатарских бунтов – дабы спасти Русь от полного уничтожения до тех пор, пока она сумеет «стряхнуть» иго с себя. (Здесь это дано в изящной куртуазной беседе Александра с татарским посланником.) Хорошо бы, однако, в следующем фильме (который, думаю, воспоследует) – уже непосредственно о Ледовом побоище и последующих событиях – эту тему всё-таки решить поглубже. 

Критики фильма недовольны тем, что у врагов и изменников сплошь неприятные лица. Но почему должны быть иные лица у людей, творящих зло? Ведь лицо – зеркало души. Батальные сцены вполне на уровне: во всяком случае, никто не стоит в углу кадра с открытым ртом, как нередко бывает в фильмах многих популярных ныне режиссёров. Исполнитель главной роли малоизвестный А. Пампушный больше похож на современного молодёжного лидера, и его не сравнить с мощным Черкасовым, но плюс здесь в том, что самому-то Александру в те годы (1239–1240) было 19–20 лет и он был – в нашем понимании – вовсе не мужем в зрелых летах (как у Эйзенштейна), а, по сути, юношей; вот пусть его нынешние сверстники подумают, каково брать в таком возрасте ответственность за судьбу страны (в сей час и на века). А это напряжение и ответственность актёр передаёт хорошо. Упрекают фильм также за слишком очевидные параллели с нынешним временем (сильный лидер, заботящийся о сохранении государственной и культурной самостоятельности, и «оппозиция» – бояре и купцы, стремящиеся к интеграции с Западом, и т.п.). Но воссоздать эпоху почти тысячелетней давности вряд ли возможно и при гораздо больших усилиях, а подчеркнуть некоторые неизменные константы русской истории не помешает. 

Ну и, наконец, главное. Как ни относиться к этому фильму, он – одна из первых ласточек в той работе, которую необходимо разворачивать. Русская история – богатейший кладезь интереснейших и драматичнейших сюжетов для кинематографа, именно в этой сюжетной сфере испытывающего очевидную нехватку кислорода. В своё время Достоевский в письме к своему другу А. Майкову советовал тому написать цикл былин из русской истории: «...воспроизвести, с любовью и с нашею мыслию (здесь и далее курсив Достоевского. – К.С.), с самого начала с русским взглядом, – всю русскую историю, отмечая в ней те точки и пункты, в которых она, временами и местами, как бы сосредоточивалась и выражалась вся, вдруг, во всём своём целом <…> Ну вот схватить эти пункты и рассказать в былине, всем и каждому, но не как простую летопись, нет, а как сердечную поэму, даже без строгой передачи факта (но только с чрезвычайною ясностию), схватить главный пункт и так передать его, чтоб видно, с какой мыслию он вылился, с какой любовью и мукою эта мысль досталась. Но без эгоизма, без слов от себя <…> только чтоб одна любовь к России била горячим ключом» (ПСС, 29 (I), с. 39). И далее Достоевский перечисляет некоторые из таких тем: царствование Ивана III и его женитьба на Софье Палеолог (передача преемственности от Византии к России), судьба Петра Первого, загадочный, полный тайн и великих свершений XVIII век. Сюжеты эти уж точно ничем не скучнее историй из жизни рыцарей Круглого стола, Людовиков и Генрихов, заполнивших наши экраны. Работы тут непочатый край, в том числе и просветительской; возвращаясь к нашей теме: точно так же, как настойчиво внушается ныне мысль, что Вторую мировую войну выиграли американцы, а наступлению «большевизма» на Европу воспрепятствовали поляки («ЛГ» писала об этом недавно), многие до сих пор убеждены, что германская экспансия на Восток в Средние века была остановлена лишь в битве при Грюнвальде… 

Карен СТЕПАНЯН, доктор филологических наук

Обсудить в группе Telegram

Карен Степанян

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS