Перейти к содержанию
  Понедельник 25 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

«Воспроизвести русскую историю…»

01 января 2007

ДВА МНЕНИЯ ОБ ОДНОЙ ПРЕМЬЕРЕ

Фильм этот шёл смотреть с интересом, во-первых, потому, что всё, что связано с ролью св. блгв. князя Александра в русской и мировой истории и с пониманием этой роли в наши дни, меня очень интересует; во-вторых, из-за развернувшейся в последние годы яростной атаки на память о нём с участием российских и зарубежных действующих лиц, стремящихся развенчать «миф» о победителе шведов и немцев и об одном из решающих этапов истории нашего государства. Ведь семидесятилетней давности фильм С. Эйзенштейна для этих разоблачителей едва ли не второй по значимости объект «деконструкции» после истории знаменитых битв на Неве и Чудском озере. Конечно, ожидать, что фильм И. Каленова станет следующим шагом в осмыслении кинематографом судьбы великого князя, было несколько наивно, но всё же…

Фильм ожиданий не оправдал, но и не разочаровал. Простое, незамысловатое изложение того, о чём большинство зрителей знает по нескольким абзацам в школьном учебнике истории (добавление романтических деталей вроде благородного спасения Александром от разбойников магистра Ливонского ордена Андреаса фон Вельвена, одного из главных организаторов и участников агрессии ордена против Новгорода, вполне допустимо). Психология и драматизм присутствуют в самых малых дозах, не мешающих восприятию «картинки», но неправды нигде нет, а те, кто знает обо всём этом побольше, могут необходимое домыслить. Единственно, что жаль: убрано одно из тяжелейших испытаний в жизни великого князя – необходимость смирять и удерживать себя и своих соотчичей от военного противостояния татарам, выплачивать им дань, вплоть до насильственного усмирения антитатарских бунтов – дабы спасти Русь от полного уничтожения до тех пор, пока она сумеет «стряхнуть» иго с себя. (Здесь это дано в изящной куртуазной беседе Александра с татарским посланником.) Хорошо бы, однако, в следующем фильме (который, думаю, воспоследует) – уже непосредственно о Ледовом побоище и последующих событиях – эту тему всё-таки решить поглубже. 

Критики фильма недовольны тем, что у врагов и изменников сплошь неприятные лица. Но почему должны быть иные лица у людей, творящих зло? Ведь лицо – зеркало души. Батальные сцены вполне на уровне: во всяком случае, никто не стоит в углу кадра с открытым ртом, как нередко бывает в фильмах многих популярных ныне режиссёров. Исполнитель главной роли малоизвестный А. Пампушный больше похож на современного молодёжного лидера, и его не сравнить с мощным Черкасовым, но плюс здесь в том, что самому-то Александру в те годы (1239–1240) было 19–20 лет и он был – в нашем понимании – вовсе не мужем в зрелых летах (как у Эйзенштейна), а, по сути, юношей; вот пусть его нынешние сверстники подумают, каково брать в таком возрасте ответственность за судьбу страны (в сей час и на века). А это напряжение и ответственность актёр передаёт хорошо. Упрекают фильм также за слишком очевидные параллели с нынешним временем (сильный лидер, заботящийся о сохранении государственной и культурной самостоятельности, и «оппозиция» – бояре и купцы, стремящиеся к интеграции с Западом, и т.п.). Но воссоздать эпоху почти тысячелетней давности вряд ли возможно и при гораздо больших усилиях, а подчеркнуть некоторые неизменные константы русской истории не помешает. 

Ну и, наконец, главное. Как ни относиться к этому фильму, он – одна из первых ласточек в той работе, которую необходимо разворачивать. Русская история – богатейший кладезь интереснейших и драматичнейших сюжетов для кинематографа, именно в этой сюжетной сфере испытывающего очевидную нехватку кислорода. В своё время Достоевский в письме к своему другу А. Майкову советовал тому написать цикл былин из русской истории: «...воспроизвести, с любовью и с нашею мыслию (здесь и далее курсив Достоевского. – К.С.), с самого начала с русским взглядом, – всю русскую историю, отмечая в ней те точки и пункты, в которых она, временами и местами, как бы сосредоточивалась и выражалась вся, вдруг, во всём своём целом <…> Ну вот схватить эти пункты и рассказать в былине, всем и каждому, но не как простую летопись, нет, а как сердечную поэму, даже без строгой передачи факта (но только с чрезвычайною ясностию), схватить главный пункт и так передать его, чтоб видно, с какой мыслию он вылился, с какой любовью и мукою эта мысль досталась. Но без эгоизма, без слов от себя <…> только чтоб одна любовь к России била горячим ключом» (ПСС, 29 (I), с. 39). И далее Достоевский перечисляет некоторые из таких тем: царствование Ивана III и его женитьба на Софье Палеолог (передача преемственности от Византии к России), судьба Петра Первого, загадочный, полный тайн и великих свершений XVIII век. Сюжеты эти уж точно ничем не скучнее историй из жизни рыцарей Круглого стола, Людовиков и Генрихов, заполнивших наши экраны. Работы тут непочатый край, в том числе и просветительской; возвращаясь к нашей теме: точно так же, как настойчиво внушается ныне мысль, что Вторую мировую войну выиграли американцы, а наступлению «большевизма» на Европу воспрепятствовали поляки («ЛГ» писала об этом недавно), многие до сих пор убеждены, что германская экспансия на Восток в Средние века была остановлена лишь в битве при Грюнвальде… 

Карен СТЕПАНЯН, доктор филологических наук

Карен Степанян


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты