В следующем году можно будет отмечать юбилейную дату – десять лет, как с площади Белорусского вокзала демонтировали памятник Горькому. Выдающуюся работу скульпторов Шадра и Мухиной вывезли на кладбище монументалистики, изящно названное «Парк искусств Музеон». В процессе демонтажа Горького повредили, на новом месте он пошёл трещинами и пребывал в унизительном горизонтальном положении вплоть до 2007 года, когда его вновь поставили на ноги, едва при этом не оторвав голову. Назад (как было обещано чиновниками) скульптуру не вернули. Так и стоит Горький до сих пор в резервации, на задворках Дома художника.
Компания собралась тут примечательная: Дзержинский, Сталин, Ленин, Брежнев, Николай Островский, Твардовский, Эйнштейн… А вокруг – монументальные образы «простых людей», каменные и железные читатели Горького, почитатели Сталина – рабочие, крестьянки, герои Отечественной войны, все те, для кого теория относительности была, может, и не ясна в деталях, но всё же вызывала уважение. Ещё и потому, что её автор являлся убеждённым социалистом. Эйнштейн, наверное, и попал в «Музеон» за свои реакционные взгляды.
Этот сложившийся за последнюю четверть века парк заслуживает ордена. Добрую службу сослужил он власти, помог ей отбояриться от пенсионеров с их невыносимо пылким брюзжанием. Как вообще язык поворачивался обвинять в неуважении к прошлому, если памятники тиранам не уничтожены, их можно видеть и даже трогать?
Действительно, они же не варвары какие-то, а готовые к разумному компромиссу менеджеры. Новая политика в области культурных услуг не только сохранила скульптуры, но и смогла приспособить их к современной жизни, актуализировать, так сказать. Здесь вам и летний кинотеатр с разнообразными программами: Summer Times, New Orleans Festival, Beat Film Festival, Felicita Italiana… Тут можно и покушать: Caffe del Parco, «Шардам Арт», «Нудл Мама», Movenpick, WakeCup… И посетить клубную вечеринку, на афише которой обязательно будет доминировать латиница над кириллицей.