Беседа с президентом Института Ближнего Востока Евгением Сатановским «Восточная вязь» вызвала большой интерес и споры. Многие оказались не согласны с высказанными там взглядами на арабский мир, его прошлое и будущее. Своим видением проблем делится директор Центра партнёрства цивилизаций МГИМО (У) МИД России, посол по особым поручениям Вениамин ПОПОВ.
– Вениамин Викторович, что такое современный арабский мир? Един ли он или, наоборот, разобщён?
– Арабский мир сегодня – это более чем двадцать государств с населением в 300 миллионов человек, расположившихся на огромном пространстве от побережья Атлантического океана до Персидского залива. Арабский регион – это своего рода стык трёх континентов – Европы, Азии и Африки, и одновременно крупнейшая в мире кладовая нефти и газа.
Безусловно, между арабскими странами, как и между многими другими на всех других континентах, существуют разногласия, нередко перерастающие в конфликты. Это зачастую служит препятствием на пути решения сложной палестинской проблемы. Этот печальный факт арабы признают и прилагают усилия к их урегулированию.
Объединяет же арабский мир очень многое: географическая общность, история, язык, традиции, культура поведения и, конечно же, религия. Ислам – это религия хотя и самая молодая, поскольку возникла только в VII веке н. э., но наиболее всеохватывающая по сравнению даже с христианством и иудаизмом.
Специфической чертой ислама является солидарность, объединяющая людей, говорящих на разных языках, от Марокко до Индонезии. Во второй половине ХХ века исключительно популярной стала идея арабского единства. И тенденция на консолидацию остаётся преобладающей. Неслучайно существуют, помимо общеарабской ЛАГ, и две региональные организации – арабских государств Персидского залива и союза арабского Магриба.
В 1969 году впервые в истории на религиозной основе была создана межгосударственная организация – Организация Исламская Конференция. Сейчас она объединяет 57 государств и 1,5 миллиарда мусульман.
– Конференция создавалась в противовес западным союзам?
– Изначально она создавалась для нескольких целей – обеспечить реальные связи между мусульманскими государствами, защитить исламские святыни и помочь палестинскому народу. Эта организация – практически своеобразная ООН для исламского мира. Ни у какой другой религии такой межгосударственной организации нет. И ислам по различным причинам занимает сейчас особое место в мире. В первую очередь из-за демографии. По оценкам американского фонда Карнеги, к 2023 году число мусульман превысит число христиан.
– Что можно сказать о взаимоотношениях Запада с исламом?
– На Западе вплоть до настоящего времени ислам имеет негативный образ. У этого враждебного отношения давняя история. По словам известного английского учёного К. Армстронга, «до возникновения Советского Союза в ХХ столетии ни один государственный строй и ни одна идеология не оказывались таким постоянным вызовом Западу, как ислам. Хотя ислам – это всемирная религия и в ней нет ничего агрессивно-восточного или антизападного».
Попытки Запада навязать свой образ жизни, вестернизировать другие страны, вызывали и вызывают соответствующую реакцию в исламских странах. Именно под антизападными лозунгами в Иране в 1979 году произошла исламская революция. А в начале ХХI века к власти в светской Турции, которая прошла длительный процесс модернизации и секуляризации, пришла исламистская партия.
Консолидацию мусульманского мира усиливает и то, что у него находится 2/3 запасов нефти и газа и накоплены немалые финансовые ресурсы. Показателем растущего влияния исламского мира стало включение трёх мусульманских стран – Саудовской Аравии, Турции и Индонезии – в двадцатку ведущих экономик мира. Это говорит о том, что мы сейчас живём в переломный момент, когда меняется соотношение сил – влияние Запада идёт вниз, а мусульманский мир, несмотря на то, что многое его разъединяет, увеличивает свой вес в международных делах.
Конфликтные ситуации между Востоком и Западом в начале ХХI века (это не только палестинская проблема, но и американское вторжение в Ирак, ситуация вокруг Ирана, афгано-пакистанский узел и многое другое) привели к такой напряжённости между ними, что многие стали говорить о холодной войне между западным и исламским мирами. Масло в огонь добавили «карикатурный скандал» и другие подобные ситуации. Тем не менее в мусульманском мире преобладает понимание того, что в нынешних переломных условиях всем сторонам необходимо научиться договариваться.
– Где же тогда место России в новой ситуации?
– По моему мнению, Россия – это отдельная цивилизация. Можно называть её православной, евразийской, просто русской или российской. Мы всегда жили бок о бок с другими народами. Наш великий соотечественник Дмитрий Менделеев говорил, что роль России заключается в том, чтобы примирять интересы Европы и Азии. А Николай Бердяев считал, что «мы – Востоко-Запад». И я думаю, что они были правы. В России мусульмане – а их около 20 миллионов – не приезжие, как в Западной Европе, а коренные жители. У нас более 30 национальностей, которые олицетворяют себя с мусульманской цивилизацией. Тем не менее все мы – граждане России. У нас исторически сложилось не просто хорошее сосуществование, но и взаимодействие людей разных национальностей и религий. Поэтому нам вполне по плечу роль связующего звена и посредника. Мы фактически содействуем взаимопониманию между мусульманским миром и Западом по многим вопросам и, безусловно, должны сыграть свою роль в разрешении ближневосточного конфликта.
– Если мусульманские страны нам доверяют, то согласится ли Запад, те же американцы, с нашей посреднической миссией?
– Ситуация в мире сейчас разворачивается таким образом, что в условиях экономического кризиса американцы должны многое пересмотреть из своих взглядов. Кончился период американского доминирования, в том числе на Ближнем Востоке, а у нас там большой кредит доверия. В этом наша сила, а американцы силу уважают.
– Влияет ли экономический кризис на отношения России с мусульманским миром?
– Кризис яснее обнажает существующие проблемы и показывает магистральный путь развития. Нам нельзя работать только с Западом, ведь центр мира перемещается в Азию, и мы должны уделять ей всё большее внимание. С мусульманскими странами нужно работать более активно, ясно сознавая, что мусульманский мир превращается в самостоятельный полюс наряду с США, Западной Европой, Китаем, Индией, Латинской Америкой и Россией.
Беседовала