18–19 сентября 2008 года в Душанбе состоится III Форум творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ.
Вне всякого сомнения, этот Форум представляет собой уникальный и способствующий целям объединения и консолидации акт. Как нам известно, после распада СССР страны, входящие в этот Союз, лишились таких мероприятий, как Декады и Дни культуры и искусства. Но в памяти многих людей до сих пор живут яркие картины дней, посвящённых «дружбе литератур, дружбе народов». К этим мероприятиям можно относиться по-разному. Но я считаю, что пользы от подобных акций было в сотни раз больше, нежели вреда. Ведь благодаря им лучшие образцы творчества писателей того или иного народа переводились и издавались огромными тиражами. Писатели получали возможность не только ближе узнать друг друга, но и окунуться в атмосферу живого литературного процесса, они получали представление о том, что происходит в экономической, политической и культурной жизни соседних стран и народов.
Если мы хотим дать объективную оценку этим литературным торжествам, то разве можем сказать, что пропаганда классической и современной литературы наших стран приносили вред? Сегодня мы почти не имеем никакого представления о творчестве друг друга, не переводим друг друга и находимся в стороне от полезных культурных взаимосвязей. Поэтому мы выражаем свою поддержку Форуму и уверены в том, что он сыграет важную роль в деле углубления взаимных творческих контактов. Это сегодня особенно важно. В надежде на то, что нынешний Форум сможет объединить писателей, учёных и людей искусства во имя взаимопонимания и пропаганды культурных и духовных достижений наших народов, хочу поделиться некоторыми своими мыслями.
Сближение Востока и Запада как с политической точки зрения, так и с точки зрения сохранения духовного наследия всегда было желанной мечтой обеих сторон. Эта политика из-за халатного и высокомерного отношения некоторых учёных, писателей, журналистов носит порой односторонний характер. Общеизвестно, что на заре становления государственности, науки и культуры, подобно некоторым отдельным странам Запада, многие государства Востока были в этом процессе в первых рядах. Однако жаль, что в издающихся ныне книгах и статьях, в телевизионных передачах российского телевидения почти ничего не говорится о гениальных учёных, литераторах, выдающихся политических деятелях Востока, в том числе и Средней Азии.
Конечно же, каждому историческому периоду присущи своё лицо, свои реалии. Это и отношения между людьми, и форма одежды, и поведение, и мышление, и мировоззрение, и многое другое. И оно претворяется в жизнь благодаря нуждам и стремлениям основной части общества или инициативе группы молодёжи, ориентированной на новаторские поиски. И всё же, хотим мы того или нет, но некоторые поступки нынешней, современной молодёжи заставляют нас серьёзно задуматься. Если мы сегодня ещё не предали забвению такие общечеловеческие ценности, как нравственность, вера, культура, то представители творческой интеллигенции, да и общество в целом, не должны быть беспристрастными и безразличными к этим проблемам.
За последние годы отношение к исторической реальности претерпело сильные искажения. Если бы такое отношение было продиктовано чувством справедливости, гуманизма и желанием соответствовать исторической правде, не было бы надобности касаться этой темы. Отдельные писатели и историки дают субъективную оценку событиям и историческим личностям, исходя из своих ограниченных местнических и националистических «интересов». Как ни странно, но сегодня каждый «заинтересованный» и националистически настроенный деятель в своих научных трудах волен давать подобную оценку любым историческим фактам. Я имею в виду таких правителей и полководцев, как Чингисхан, Тамерлан, Гитлер, и им подобных. Стоит ли из этих безжалостных и отличавшихся особой жестокостью полководцев сегодня делать героев? Не перестаю удивляться, почему мы вместо того, чтобы в беспокойное и конфликтное время обращаться к историческим личностям, давшим человечеству мир и цивилизацию, пропагандируем тех, кто прославился в истории своей жесткостью и проливал реки крови.
Мне бы хотелось акцентировать внимание ещё на одном вопросе. Мнения относительно известного во всём мире учёного Андрея Сахарова обрели различные окраски. Так, к примеру, говоря о Сахарове, представляют его героем нашего времени. Однако мне не даёт покоя мысль о том, что Сахаров, работая над созданием водородной бомбы, знал, что это за оружие. Но когда бомба была создана и времена изменились, он представлялся как человек раскаявшийся, ищущий мира на всей планете. Насколько верно делать народным героем человека, сознательно создавшего оружие массового поражения и потом пожалевшего о содеянном? Эти мои мысли касаются не только уважаемого Сахарова, но и многих других. Я обратился к этому примеру лишь для того, чтобы ещё раз подчеркнуть необходимость давать справедливую оценку тому или иному историческому событию.Надеюсь, наш Форум включился в рассмотрение проблем, опираясь только на историческую правду, в поиске объективной истины.
, председатель Союза писателей Таджикистана