Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Востребованные послания

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

Аньес Варда в фильме А. Варда «Побережье Аньес»К делу проведения в Санкт-Петербурге юбилейного XX Международного кинофестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» подошли с размахом. Министерством культуры РФ было выделено на организацию смотра 1,5 млн. рублей. На протяжении предшествовавшего года отборочная комиссия отсмотрела без малого 3 тысячи фильмов из 83 стран, из этого огромного потока в Международный конкурс вошли 73 ленты, в Национальный конкурс «Документальное кино России» – 23 картины. Кроме того, в рамках фестиваля прошли 24 специальные программы, в числе которых были ретроспективы А. Сокурова, Ю. Норштейна, лучшие фильмы с фестивалей в Квебеке, Тампере, Кракове, Гамбурге, иранское, греческое, африканское кино, эксклюзивная кинохроника из Красногорского архива кинофотодокументов. Состоялся семинар для режиссёров документального кино DOXPRO, который провёл (в свободные от просмотров часы) председатель жюри Международного конкурса датчанин Туэ Стин Мюллер. Жюри Национального конкурса возглавила писатель, документалист Галина Долматовская (кстати, в прошлом литгазетовка), показавшая в Петербурге и свою последнюю ленту «Серебряковы. Французские этюды».

В рамках совместного Года Франции и России фестиваль посетила легендарная 82-летняя «бабушка новой волны» Аньес Варда. Документалист и фотограф, командор ордена Почётного легиона представила в Петербурге два своих полнометражных фильма, ретроспективу короткого метра, а также провела мастер-класс и получила почётный приз «За вклад в мировое искусство». Фестиваль и открылся её фильмом 2008 года «Побережья Аньес», получившим премию «Сезар». Это 110 минут, в которые уложилась полная счастья, творчества и боли жизнь героини-режиссёра. Очередной эксперимент авангардистки Варда, но уже над самой собой. Художественное осмысление жизненного пути начинается с больших зеркал, поставленных на пустынном пляже Лазурного берега, в которых многолико отражается блуждающая вдоль кромки воды состарившаяся Аньес. Она видит своё прошлое и себя в потерянных во времени людях и предметах. Это не «мемуарное кино», но, впустив зрителя в свою память, мастеру удалось в повествовательном монологе достичь некой отстранённости, дистанции между автором и героиней. Из субъекта Варда стала объектом для собственного углублённого изучения – без сантиментов, самолюбования и жалости к себе. Наверное, этот лабораторный опыт сродни профессиональному подвигу: нужна смелость, чтобы открыть в себе для других сокровенную правду.

Год Франции в России был также отмечен показом нашумевшего фильма Жака Перрена «Океаны». Первичная красота подводного мира с его законами нарушена вторжением современного человека – экологические преступления вытесняют из океана жизнь. Может ли человек не быть врагом той среде, из которой сам когда-то вышел? Опасная встреча в бескрайних глубинах пловца с белой акулой грозит ему гибелью, но, оказывается, они могут спокойно, бок о бок, плыть вместе. Фильм то завораживает, то пугает, то вселяет неуверенную надежду. Надежду на то, что человек образумится. И действительно, так ли мы плохи, глупы, безответственны, неблагодарны? Послание к человеку от океанов за помощью и защитой легко читается, хотелось бы надежду оправдать…

Лучшим фильмом фестиваля (обладателем Гран-при «Золотой Кентавр» по международному «разряду») стал российский – короткометражный «Черновик» Тимофея Жалнина (Россия). Немолодую женщину пригласили на прослушивание, и она старательно наговаривает на видеокамеру отрывок роли. Ей мешают соседи по коммуналке, больная мать не даёт сосредоточиться, и заученный текст персонажа перемежается репликами героини, бросаемыми в ответ на вторжение грубой реальности…

Лучшим полнометражным документальным фильмом жюри признало ленту «Назад в Париж» режиссёра Йосси Авирам (Израиль). Она рассказывает о двух стариках, уехавших полвека назад из родной страны и мечтающих туда вернуться. Среди короткометражных документальных фильмов – лучший, представлявший Словакию, «Вниз головой» Миро Ремо о деревенском кинолюбителе. Лучший дебют – анимационный фильм «MIRAMARE» (Хорватия/Швейцария). Его режиссёр Михаела Мюллер в акварельной технике подаёт жёсткую информацию о нелегальных иммигрантах, на средиземноморских пляжах сливающихся с толпой туристов и отдыхающих… В конкурсе анимации награждён финский кукольный фильм «Плоть от плоти»: у мужчины вырастает опухоль, но его изначальная агрессия по отношению к ней оборачивается нежной привязанностью, так как опухоль оказалась доброкачественной. Специальный приз жюри достался дебютантке из Болгарии Велиславе Господиновой. Её графический чёрно-белый фильм «Маяк», снятый на основе поэмы Жака Превера, метафорически сравнивает человеческие чувства с силами природы.

А вот в Национальном конкурсе «Золотой Кентавр» в итоге не достался никому. Галина Долматовская так прокомментировала решение жюри: «Кино было интересным, иногда парадоксальным, и всё же не на уровне фестиваля группы «А». Но наше документальное кино не погибло, в нём есть молодые силы. Это важно, потому что документальное кино сохраняет историю страны, консервирует время». Приз за лучший документальный полнометражный фильм достался своеобразному исследованию – как обычный человек превращается в смертоносное оружие под названием «Адская машина. Сон смертницы». Режиссёр Расим Полоскин 10 лет работал для Первого канала в Северо-Кавказском регионе, награждён медалью «За отвагу». Этот фильм – гуманистическая попытка увидеть мир после войны, вне войны, когда слабость и сила человека как будто меняются местами, но это фантомная перемена, и человек всегда силён в своей слабости и слаб в своей силе…

За сохранение подлинных свидетельств о трагической цене Победы в памяти потомков картине «Виктор Астафьев. Весёлый солдат» присуждён приз им. Павла Когана. В архивах хранится огромный пласт кинохроники времён Великой Отечественной войны, и режиссёр Андрей Зайцев отобрал для фильма уникальные кадры, говорящие о национальной трагедии без щадящей ретуши, как видели её великие солдаты, в тесных рядах которых защищал Родину и будущий писатель Виктор Астафьев. С 2002 года на фестивале учреждён и «Специальный приз им. Виктора Астафьева» – российскому режиссёру, в фильме которого отражены милосердие, доброта, любовь и уважение к окружающему миру. Призёр этого года – Жанна Романова за фильм «На Волге широкой», жанр которого режиссёр называет «киночастушкой». Ивановская ткачиха Елена Лапшина мечтает в будущем стать президентом: «В общем, загадочная русская душа, доверчивая и непосредственная до глупости. Трудно было уговорить героиню сниматься, но я её очень люблю», – сказала режиссёр.

Фильмы фестиваля «Послание к человеку» адресуют каждому из нас темы разной сложности и глубины, которые ставятся авторами сначала перед самими собой. Бесконечной чередой лиц и судеб открывается мир, поражающий своими проявлениями. Это не только наш общий портрет, но и многочисленные уроки школы жизни. К сожалению, на первый план выходит вопрос доступности этой почты для получателя, поскольку уникальный авторитетный кинофорум международного значения вынужден искать пути к решению проблемы финансирования. Президент фестиваля народный артист России кинорежиссёр Алексей Учитель уверен: «Послание к человеку» должен быть главным фестивалем в городе». Что справедливо: ведь его площадка – один из лучших российских посредников эмоциональной, духовной, творческой, этической и эстетической связи людей друг с другом.

Арина АБРОСИМОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ–МОСКВА

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS