Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Вот Бог. Вот школьный порог...

01 января 2007

ИТАР-ТАССНакануне Пасхи четвероклассники из 19 регионов начали изучать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». С главным христианским праздником это, впрочем, никак не связано. Просто новый курс введён только с четвёртой четверти. Через три года, если эксперимент будет признан удачным, с историей возникновения и развития основных религий, их влиянием на культуру человечества будут знакомиться все российские школьники.
Автор учебника «Основы православной культуры» протодиакон Андрей Кураев так определяет задачу нового курса: «…научить ребёнка реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в душе».

С необходимостью привить современным детям, часто воспитываемым лишь телевизором и Интернетом, «навыки начального нравственного самоанализа» согласны и представители других конфессий, и атеисты. Никто не спорит и с тем, что без знания истории вероучений невозможно до конца понять ни живопись, ни духовную музыку, ни великую русскую литературу. Но не приведёт ли новый предмет в том виде, в котором его собираются преподавать, вместо диалога культур к конфессиональным и культурным противостояниям?

Учебный курс разделён на шесть модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Что изучать, решает школьник или его родители. В Карачаево-Черкесии, например, 20% четвероклассников выбрали основы православной культуры, 37% – исламской, 19,9% – основы мировых религиозных культур, 22,9% – светскую этику. В одной из школ Ставропольского края практически весь класс будет изучать православную культуру, и лишь один мальчик – ислам. Как знание Корана поможет ему в понимании великой русской литературы? А одноклассники, не имеющие представления об исламе, его поймут? Не будет ли он чувствовать себя изгоем?

Школа должна объединять и воспитывать гражданина и патриота, а не разводить наших детей по признаку конфессиональной принадлежности. Гораздо логичнее было бы всем (раз у нас 80% населения причисляет себя к русским) изучать православную культуру или знакомиться и с православием, и с исламом, и с другими религиями. Или, на худой конец, как в Пензенской области, где большинство вообще отказалось от каких-либо религиозных подтекстов, всем обучаться светской этике. Хотя… Культура генетически связана с религией. Как обойти веру, говоря детям «не укради, не убий, не возжелай жены ближнего своего»?..

Эксперименту чуть больше недели, и подводить итоги ещё, конечно, рано. Приглашаем читателей к его обсуждению. Как сделать так, чтобы в общем-то вполне здравая идея не принесла, как это не раз уже бывало, больше вреда, чем пользы? И как привить детям понятия добра, справедливости, милосердия, добродетели, не расколов их на «своих» и «чужих»?

 

Код для вставки в блог или livejournal.com

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS