К старости тоже надо готовиться
Человек – животное социальное. Жить в одиночестве он не может. Недаром считается, что одиночная камера – самое страшное наказание. Люди начинают сходить с ума, разговаривать с птицами, случайно севшими на прутья решёток, и ждать охранников, как дорогих гостей.
Одиночество можно разделить на физическое, оно же социальное, и на эмоциональное. Физическое одиночество – это когда из-за бездорожья человек находится в изоляции от общества, как, например, отважные старушки на Вологодчине. Не может получить квалифицированную медицинскую помощь, а в случае пожара обойдётся без жертв только милостью Божьей. Физическое одиночество – это когда рядом нет магазинов, почты, а единственный ФАП пал жертвой оптимизации.
Выход в данном случае только один – неотвратимость наказания за неисполнение чиновниками своих обязанностей. Увы, человек так устроен. Самый эффективный стимул деятельности для него – это страх. Наказания или потери – не важно. Если любой региональный чиновник будет знать, что за подобное отношение к старикам он обязательно лишится работы, – поверьте, он найдёт деньги, чтобы решить проблему физической изоляции стариков, и силы найдёт, и ресурсы. А если последствий бездействия нет – то и действия нет. Зачем напрягаться? Пока нет настоящей ответственности, так будет до бесконечности: «Приехали… Показали сюжет. И – тишина».
Физическое одиночество в пожилом возрасте – это однозначно плохо. Страх одиночества – разновидность страха смерти. Когда пожилой человек живёт в глухой деревне, куда и автолавка не всегда доезжает, страх смерти имеет вполне конкретные основания.
Однако в современном мире помимо физического набирает силу и одиночество эмоциональное. О таком очень точно сказано в фильме «О чём говорят мужчины. Продолжение»: «Знаешь, что такое настоящее одиночество? Это когда некому отправить СМС, что ты доехал. – Бывает хуже. Человек есть, а отправить СМС всё равно некому».
В пожилом возрасте проблема эмоционального одиночества связана с качеством жизни в целом и удовлетворённостью социальными связями. Качество жизни – это не только её материальный уровень. Это и здоровье, и наличие деятельности, и хобби. Социальные связи должны не просто быть, а удовлетворять.
В научной психологии отношение к одиночеству неоднозначно. Например, согласно когнитивному и интерактивному подходам, это – нормальное состояние. Психодинамический и феноменологический подходы считают его патологией. И люди, как бы подтверждая теоретическую неоднозначность, переживают эмоциональное одиночество по-разному. Конечно, имеют значение и психологические особенности: темперамент, нейротизм, воспитание, привычка реагирования. Сумел построить тёплые отношения с близкими – прежде всего детьми, – есть кому скрасить одиночество. Отмахивался от эмоций собственного ребёнка – не жди, что выросший сын или дочь смогут понять твои собственные. Всё просто.
Если пожилой человек занят делом, которое ему кажется важным, то эмоциональные переживания одиночества ему практически неведомы. Поскольку в рамках своей деятельности он активно общается с другими людьми, различными социальными группами. А иногда даже со всем миром – если речь идёт о написании книг, например.
Эмоциональное одиночество не возникает одномоментно. Оно имеет тенденцию расти, трансформироваться. Сорокалетние тоже его испытывают, но в этом возрасте оно редко бывает постоянным. Вспыхнет, словно протуберанец, и забывается. Было и было. Прошло.
Но чем человек старше, тем сложнее эмоциональному одиночеству противостоять. С возрастом проявляется некая двойственность характера. С одной стороны – страх одиночества. С другой – желание отгородиться от всего мира, обеспечить себе душевный комфорт. Часто эти две противоречивые тенденции сочетаются между собой самым причудливым образом, порождая неосознанную тревогу.
Лучшее средство от одиночества – не быть «девушкой из высшего общества», как поётся в известной песне, а общаться. Недаром же время, проведённое в больнице, герой другой статьи считал замечательным. Ибо получил нечто важное. Что стало иметь для него особую значимость. Он оказался в своей социальной группе, где статус у всех одинаковый – пациент. Уровень притязаний тоже одинаковый – выздороветь. Подобное уравнение статусов и целей прекрасно способствовало непринуждённому общению – что, в общем, естественно. Отсюда и эмоциональное удовлетворение.
Эмоциональное одиночество нивелируется только качественным общением. Никакие редкие сборы пожилых людей в социальных центрах на концерты не способны его заменить. Если человеку грустно, какой ему прок от танцующих на сцене артистов? Да и самому ему вряд ли захочется к ним присоединиться.
Чего ему больше всего хочется? Чтобы подошёл кто-нибудь, посмотрел по-доброму, спросил сочувственно: как поживаете? Выслушал бы ответ.
Увы, нас не учат быть старыми. Обо всём мама расскажет: и о браке, и о детях, и как вести себя с будущим мужем, и в какой институт лучше поступить. Кто из нас не слышал в детстве: «Вот выйдешь замуж…» И кто слышал, будучи подростком: «Вот когда станешь пожилым…»? Скорее всего, дальше следовало сакраментальное, негативное «…никто и стакан воды не подаст». А положительный сценарий собственной старости кто-нибудь слышал? Кто-нибудь готовил себя к роли «счастливой старушки»? Или «счастливого старика»?
К эмоциональному одиночеству пожилого возраста нужно готовиться. Понять и принять неизбежное. Просто у кого-то чувство одиночества является тотальным, всеобъемлющим, а у кого-то эпизодическим. Нужно заранее примерить на себя новые жизненные роли. Освоить современные средства коммуникации. Если сложно общаться в реальной жизни, можно попробовать компенсировать дефицит общения соцсетями. Поддерживать собственное здоровье. Попытаться представить себе, как они выглядят, счастливые старики? Что чувствуют? Что делают? И постараться им соответствовать. Хоть немного. А там, глядишь, малое подтянет большое. Счастливые старики редко бывают одинокими. Отсутствие эмоционального одиночества – это чаще всего следствие, а не причина.
ФАКТ
Учёные из американского университета Бригама Янга обобщили сведения 70 исследований, охвативших 3,4 млн.респондентов в разных странах мира, и выяснили, что вне зависимости от возраста, социального статуса и уровня доходов вероятность более ранней смерти проживание в одиночку увеличивает на 32%, социальная изоляция – на 29%, ощущение одиночества – на 26%.
Есть исследования, указывающие на то, что хроническое одиночество способствует развитию деменции, депрессий, суицидальных наклонностей.