Перейти к содержанию
  Среда 04 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Литература

«Вот так троечка!»

Горлова Надежда Горлова Надежда — 01 января 2007

ГОГОЛЬ – 200

Надежда ГОРЛОВА

Меня ещё со школьной скамьи удивляла двойственность образа тройки в «Мёртвых душах». С одной стороны, напоминающая видение Иезекииля тройка: «…не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несёшься ты?»

С другой стороны, это «...довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки… которых называют господами средней руки». Одно из колёс не доедет до Казани, «шину нужно… совсем перетянуть», «перед у брички совсем расшатался», и «лошадей… нужно ковать». Запряжённый с правой стороны «чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везёт». Возница – «...кучер Селифан, низенький человек в С. Чайкун. «Мёртвые души» тулупчике», любит выпить, и на выговор барина этот «на всё согласный Селифан» отвечает: «коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того». А едет на тройке «господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод», словом, верно подметил Шукшин в рассказе «Забуксовал»: «...Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мёртвые души скупал… Ёлкина мать!.. вот так троечка!.. Мчится, вдохновенная богом! – а везёт шулера». Да и как несётся тройка? «Тройка то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога, стремившаяся чуть заметным накатом вниз». И в начале второго тома «продолжал… спускаться незаметным косогором покойный экипаж», «как пух, лёгонькая бричка» – безвольно вниз, вниз, как проще, не прямо, не вверх…
Так ли уж не прав герой шукшинского рассказа, и «Тройку-Русь» с бричкой Чичикова Гоголь не объединил ничем, кроме скорости?

Ответ на этот вопрос начну искать в жизни самого Гоголя. Двойственность была свойственна характеру писателя, и это неудивительно – амплитуда «маятника возможностей» довлеет. Возвышеннейший творец, Николай Васильевич имел в характере и черты под стать Чичикову, оставаясь при этом цельной натурой и не страдая раздвоением личности. Гоголь ревностно, даже до мелочности, интересовался помещичьим хозяйством в родной Васильевке. Будучи подростком, в письмах из Нежинской гимназии давал матери практические советы: «Между многими известиями, ценными для меня, я с радостью увидел, что вы некоторые мои предположения нашли полезными. Вы пишете, что строится птичий домик. Бывши дома, об этом я не слыхал» (1826 года, 10 сентября). И тут же, рядом с хозяйственными рекомендациями, Гоголь разнообразными способами выпрашивал у матери деньги: «Ежели вы только пришлёте деньги через Федьку, то я до Рождества ещё буду уже совершенно уметь танцевать…» (1823 года, 3 октября).

Обещал маменьке, как мог бы и Павлуша Чичиков: «Что же касается до бережливости в образе жизни, то будьте уверены, что я буду уметь пользоваться малым» (1828 года, 1 марта).

По воспоминаниям учителя Кулжинского, окончив лицей, Гоголь прежде всех оделся в партикулярное платье, «полы были подбиты какою-то красною материей в больших клетках. Такая подкладка почиталась тогда nec plus ultra молодого щегольства, и Гоголь, идучи по гимназии, беспрестанно, обеими руками, как будто нарочно, раскидывал полы сюртука, чтобы показать подкладку». Как тут не вспомнить «фрак брусничного цвета с искрой».

Гоголь поколачивал – за пьянство – крепостного слугу, сопровождавшего его в Петербург. Добиваясь желаемого, умел и польстить, и схитрить, и сжульничать. В первый раз Гоголь отправился в заграничное путешествие на деньги, полученные от матери для внесения в опекунский совет, забросав её с дороги письмами с противоречивыми объяснениями своего поступка.

В конце 1829-го  или в начале 1830 года Гоголь пришёл к Булгарину со стихами, в которых Булгарин восхвалялся и сравнивался с Вальтером Скоттом. Булгарин походатайствовал за Гоголя перед управляющим Третьим отделением, и Николай Васильевич получил место, не смущённый репутацией учреждения. Впрочем, на место службы Гоголь явился лишь однажды – за жалованьем.

Интерес к хозяйству не утратил и в пору напряжённой религиозной жизни, писал сестре Анне в 1841 году: «Он милосерд, Он сказал: «Толците и отверзется вам». А покуда займись огородом».

Гоголь, как все гении, соединял в себе «небесное» и до крайности земное. Потому и в «земной», чичиковской тройке правомерно видеть проступающие черты «Тройки-Руси».

«Коренной гнедой и пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем, потому что был приобретён от какого-то заседателя, трудилися от всего сердца, так что даже в глазах их было заметно получаемое ими от того удовольствие». Гнедая (всех оттенков коричневого, от рыжего до почти чёрного) – самая распространённая масть, символизирует в «Руси-тройке» народ, и не странно, что гнедой конь – коренник. Каурый Заседатель – символизирует честный служилый люд, почему и получил соответственное имя. Вспомним «вещего каурку» из сказки, призванного служить хозяину: «Стань передо мной, как лист перед травой!» – каурка является и исполняет требуемое. А лукавый чубарый (по Далю «пёстрый, пятнистый, юж. замаранный, масть мешанной, нечистой шерсти») – символизирует влияние иностранцев на Россию. И отрицательное, и положительное, ибо, хотя чубарый и «халтурит», но всё же, подгоняемый кнутом, способствует движению. «Хитри, хитри! вот я тебя перехитрю! – говорил Селифан, приподнявшись и хлыснув кнутом ленивца. – Ты знай своё дело, панталонник ты немецкий! Гнедой – почтенный конь, он сполняет свой долг, я ему с охотою дам лишнюю меру, потому что он почтенный конь, и Заседатель тож хороший конь… У, варвар! Бонапарт ты проклятый!..»

Сначала «земная» «Тройка-Русь» сильно отличается от «небесной». Три коня, три составляющих русской жизни, везут мошенника-барина и двух слуг-пьяниц, один из которых, Петрушка, ещё и отменный лодырь и дурак, всё время наступающий на одни и те же грабли: «Быстро пролетали мимо их кусты… ударяя ветвями сидевших на козлах Селифана и Петрушку. С последнего ежеминутно сбрасывали они картуз. Суровый служитель соскакивал с козел, бранил глупое дерево и хозяина, который насадил его, но привязать картуза или даже придержать рукою всё не хотел, надеясь, что в последний раз и дальше не случится».

«Земная» тройка спит на ходу. Задремал Чичиков, «Селифан давно уже ехал зажмуря глаза, изредка только потряхивая впросонках вожжами по бокам дремавших тоже лошадей; а с Петрушки уже давно невесть в каком месте слетел картуз, и он сам, опрокинувшись назад, уткнул свою голову в колено Чичикову, так что тот должен был дать ей щелчка».

И вдруг «земная» тройка пробуждается, и с ней происходит чудесная метаморфоза.

Преображение тройки начинается с того, что «Селифан приободрился и, отшлёпавши несколько раз по спине чубарого, после чего тот пустился рысцой, да помахнувши сверху кнутом на всех, примолвил тонким певучим голоском: «Не бойся!» «Не бойся, только веруй» – слова Христа, обращённые к Иаиру, у которого умерла дочь. Её воскрешение начинается с бесстрашия Иаира, и превращение тройки в «небесную» начинается с пробуждения и отбрасывания боязни. Выезжая из города, Чичиков боялся. Встретив похоронную процессию, «тот же час спрятался в угол, закрыл себя кожею и задёрнул занавески… Он начал было побаиваться, чтобы не узнали его экипажа». Быстрая езда – образ отсутствия страха. Затем – вера, доверие высшим силам: «Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь». Следом – отвержение суетного, преходящего, гибнущего с этим миром: «летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет». И единственным ориентиром остаётся «только небо над головою», которое неподвижно и одно истинно. «И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух». Это уже о «небесной», идеальной Руси-тройке, в которую преобразилась «земная» в несколько этапов: духовное пробуждение – отбрасывание страха – вера – отречение от суеты.

Нельзя не вспомнить и ещё одну гоголевскую тройку, тройку Поприщина: «Спасите меня… Дайте мне тройку быстрых, как вихрь, коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик. Взвейтеся кони, и несите меня с этого света! …вон и русские избы виднеются. Дом ли то мой синеет вдали? Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси твоего бедного сына!» И как органично в этот монолог встают слова из «Мёртвых душ»: «Боже! как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала!»

Образы дороги и «Руси-тройки» сливаются в единый образ, проговорённый в «Выбранных местах»: «Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри её и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви».

Надежда Горлова

Поэт, прозаик, журналис...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Великие французы и великие русские: неразрывный культурный союз

04.10.2023

Слово и струна

04.10.2023

Через три часа

04.10.2023

Землепроходец и художник

04.10.2023

Чем детектив приятнее зазеркалья

03.10.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты