Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июля 2020 г.
Литература Невский проспект

«Вот, Вам, Эмилия, фонтан Бахчисарайский»

Из заметок литературного старателя

01 июля 2020

В отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Санкт-Петербургского Государственного университета им А.М. Горького среди уникальной коллекции прижизненных изданий А.С. Пушкина хранится экземпляр «Бахчисарайского фонтана» 1824 года с тремя автографами-посвящениями из личной библиотеки Н.Н. Страхова*. Это первое издание поэмы, предпринятое, как известно, по просьбе Пушкина его закадычным приятелем и сердечным другом – поэтом Петром Андреевичем Вяземским. Книжка была отпечатана в Москве, в типографии Августа Семена, при Медико-хирургической академии довольно серьёзным тиражом – в 1200 экземпляров. И почти сразу, с 10 марта, то есть со дня выхода «Фонтана» в свет, он разошёлся по северной столице и городам, вызвав, словно соскучившись по бывшему вдалеке, в изгнании, в «Одессе пыльной», задиристому Пушкину, горячую продолжительную полемику в журналах, споры в личной переписке поэта с друзьями, и суды-пересуды в свете и салонах**.

Обо всём «вокруг да около» «Бахчисарайского фонтана», то есть от замысла 1822 года до выхода книги и событий 1824 года, нам поведал Б.В. Томашевский в своём замечательном научном и творчески тщательно подготовленном исследовании о Южном периоде творчества Пушкина***. В частности, в главе «Своеобразие поэмы» Б.В. Томашевский в примечании отвергает давнее толкование Юрия Николаевича Тынянова о том, что при написании поэмы Пушкин в образе Марии «видел» Е. Карамзину и, якобы боясь, что кто-то угадает его тайну, при печати поэмы намеренно опустил несколько строк, оставшихся в рукописи...


Я помню столь же милый взгляд

И красоту ещё земную,

Все думы сердца к ней летят,

Об ней в изгнании тоскую...

 

И далее Томашевский, продолжая свои мысли об ошибочном мнении коллеги Ю.Н. Тынянова, пишет: «Замечу, что разные исследователи называли здесь разных лиц: трёх сестёр Раевских, их компаньонку татарку Анну Ивановну, и только М.О. Гершензон искал не названную Пушкиным красавицу за пределами крымских встреч, считая, что речь идёт о северной любви Пушкина, именно о любви к М.А. Голицыной»****.


13-Обложка фонтана.jpg


Но, как известно, точка здесь ещё не поставлена... И, быть может, экземпляр «Бахчисарайского фонтана», бережно хранимый в Научной библиотеке нашего университета, позволит прибавить к тем шести именам женщин, которые, возможно, косвенно «сопровождали» и вдохновляли автора поэмы о любви и страсти, имя седьмое... А именно – девицы Эмилии Шернваль. К 1824 году ей около 18 лет.

Попытаемся это доказать текстами автографов и подписей, обнаруженных нами на второй и последней странице обложки «Бахчисарайского фонтана»*****.

Текст первый, стихотворный:

 

...Вот Вам, Эмилия, фонтан Бахчисарайский,

Парнаса русского цветок прелестный, райский!

Я пламенно люблю поэзии цветы,

Люблю и юных дев волшебны красоты,

Люблю их жар ланит, их очи голубые,

Их стройный, гибкий стан и кудри золотые.

Как странников в степи, и дикой, и пустой,

Фиалка радует смиренною красой.

Так будете и Вы везде пленять собою

Толпы поклонников, Вам преданных душою,

И будут их сердца любовию гореть

И взоры страстные восторгом пламенеть.

Моих докучливых стихов хоть не читайте,

Но изредка меня в чужбине вспоминайте.

25 июня 1824 г. Вильгельм Тило

 

Как известно, Вильгельм Тило (Тилло) – поэт-переводчик 1820–1830-х гг., сотрудник «Русского инвалида», журнала «Благонамеренный» и др. Служил преподавателем французского языка в Царскосельском лицее в послепушкинские годы. Был петербургским приятелем Вяземского, Жуковского и др.

Далее – вторая запись: короткое четверостишие, обращённое к той же Эмилии:

 

Увидев кто раз,

Не будет помнить тебя,

Тот должен позабыть

Весь свет и сам себя.

 

И подпись – монограмма автора «Н.М. н.и.о.ъ.» Затем, прямо под этим признательным и прозрачным восторженным текстом, размашистым прыгающим, мигающим почерком полупечатными буковками вписано: «Можно ли что другое написать, как не подтвердить с ним написанное...» И подпись «Ап». Нет сомнения, что эта последняя запись принадлежит Петру Андреевичу Вяземскому, который неоднократно в качестве собственноручной авторской подписи использовал псевдоним в виде криптограммы, и в частности «Ап»*****.

Как широко известно, Пётр Андреевич Вяземский был страстно влюблён в финскую красавицу Эмилию Карловну Шернваль, дочь Выборгского губернатора, равно как прежде и Дельвиг, и Боратынский, и молодой Михаил Юрьевич Лермонтов, прославивший её известным четверостишием. В начале 1830-х годов Пушкин, бывая в Москве, часто посещал салон Вяземских, где встречался и с давно знакомой ему по Петербургу «девицей Эмилией», тогда уже ставшей графиней, супругой «мнимого декабриста» графа Владимира Александровича Мусина-Пушкина******. Старшая сестра знаменитой петербургской красавицы Авроры Шернваль (в замужестве – Мухановой-Демидовой-Карамзиной), Эмилия Карловна, была не менее прекрасна собой, умна, оборотиста, вдохновляя поэтов, художников и вызывая восхищение в свете и уважение в Зимнем и Аничковом дворцах.

Евгений Белодубровский 



* Описание этого экземпляра см: С.В. Белов, Е.Б. Белодубровский // Библиотека Н.Н. Страхова. Ежегодник «Памятники культуры. Новые открытия». – М.: Изд-во «Наука» АН СССР, 1976. – С. 135–145.

** Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина 1799–1826 / Сост. М.А. Цявловский. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л.: Наука, 1991.

*** Б. Томашевский. Пушкин / Т. 2. Юг. Михайловское. – Изд. 2-е. – М.: Худож. лит-ра, 1990. – С. 116–140. (Как мне известно, профессор Абрам Акимович Гозенпуд хорошо знал Бориса Владимировича Томашевского и неоднократно беседовал с ним о Пушкине.)

**** Там же, с. 126 (примечания).

***** И.Ф. Масанов. Словарь псевдонимов. – Т. 4. – М.: 1960. – С. 117.

****** См.: Письмо Пушкина к жене около 30 сентября 1832 гг.

Тэги: Александр Пушкин Евгений Белодубровский Бахчисарайский фонтан
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Первая леди русской словесности

    17.09.2022
  • В Николаеве демонтирован памятник Пушкину

    22.05.2022
  • В Конотопе снесли памятник Пушкину

    30.04.2022
  • Старые недобрые традиции

    20.04.2022
  • Хранители времени

    09.04.2022
  • Первая леди русской словесности

    107 голосов
  • Что в имени тебе моем?

    46 голосов
  • На руинах великих идей

    44 голосов
  • Старые недобрые традиции

    42 голосов
  • Страсти по Пушкину

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS