В преддверии большого юбилея – в январе следующего года замечательному дирижёру, яркому музыканту, художественному руководителю Московского государственного академического камерного хора Владимиру Николаевичу Минину исполнится 80 лет – в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт хора и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под девизом «О времени и о себе». Столь ко многому обязывающая заявка оказалась вполне оправданной программой содержательного и впечатляющего музыкального вечера, в котором были исполнены достаточно редкие произведения – сочинение нашего современника Гии Канчели Amao omi (в переводе «война бессмысленна») для смешанного хора и квартета саксофонов (2005) и Месса до мажор для солистов и хора великого Людвига ван Бетховена (1807).
Ведомые своим худруком, мининцы, как это случалось уже не раз, обратились к слушателям с вечными вопросами о смысле человеческой жизни, о войне и мире, чрезвычайно обострившимися именно сейчас. «Война бессмысленна» – это ведь не может не восприниматься сегодня в качестве ответа грузина Канчели президенту Саакашвили, а вместе с ним и многим другим политикам нашего бурного времени.
Владимира Минина и Гию Канчели связывает давняя творческая дружба, маэстро хорошо понимает очень современный и в то же время накрепко связанный с национальным грузинским многоголосием неповторимый язык мастера. Вообще народная грузинская песня, особенно гурийская, восхищала множество музыкантов мира – это гениальные полифонические песни, которые Минин не раз включал в свои концерты. Кому как не Минину с его умением донести до слушателей Слово (вспомним звукопись хоровых концертов Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина, несравненным интерпретатором которых был Московский камерный хор), кому как не ему было «поднять» новое сочинение Канчели.
Amao omi оригинально по форме, оно выплывает из шорохов леса, плеска воды, из течения облаков, на вибрирующем фоне поющего хора возникают сначала созвучия, рождаемые, кажется, самой музыкой. «Вибрирующий сонорный фон, из которого, как в калейдоскопе, возникают новые комбинации звучаний и значений…» – так пишет об этом сочинении Н. Зейфас, знаток творчества композитора и автор монографии о нём. В полном соответствии с авторским замыслом возникали в зале консерватории и незатейливый напев колыбельной, неожиданно озаряющий сгущающийся сумрак, и, наконец, «всё примиряющая тишина, где зарождаются и умирают все звуки <…>, как бы призывая вслушаться в себя, найти в собственной душе отголоски извечной гармонии мира». Дирижёру и исполнителям удалось создать такую атмосферу музыкального общения со слушателями, что после того как замерли торжественные звуки мессы, на несколько секунд (а они кажутся долгими и весомыми в затаившем дыхание зале) установилась какая-то особенная «вдумчивая» тишина. Словно присутствующим не хотелось возвращаться в суету обыденности.
Звучавшая во втором отделении Месса до мажор Бетховена, несмотря на классическую форму, далека от церковных канонов своего времени. Отходя от строгости церковного стиля и возвышая общечеловеческое значение драматических образов, автор её придавал особое значение заключительному эпизоду мессы на слова Dona nobis pacem («Дай нам мир»), знаменательно рифмующейся с вещью Канчели. А открытость страстного высказывания, яркий драматизм, присущий симфониям великого мастера, как будто бы закладывались композитором в расчёте на коллектив Владимира Минина.
Неслучайно Владимир Минин выбрал для встречи со слушателями (в числе которых давно уже сложилась своя постоянная публика) произведения столь разных по времени творчества и музыкальному языку композиторов – не только за величавую красоту песнопений.
Нельзя не отметить ансамблевое мастерство квартета саксофонистов Дениса Бутусова, Игоря Гуревича, Дмитрия Сарасека, Андрея Кравченко, которые сотворили в первом отделении подлинное звучащее чудо, когда вплетали свои духовые «голоса» в многоголосие хора. Выше обычных похвал были солисты мессы Татьяна Куинджи (сопрано), Ирина Долженко (меццо-сопрано), баса Михаила Казакова и тенора Борислава Молчанова. Минин всегда подбирает солистов очень тщательно – как цветок к цветку, – и от этого букет звучания получается таким изысканным, а певцы раскрываются во всей полноте своих талантов.
В этот вечер слушателям был продемонстрирован не только высочайший уровень дирижёрского мастерства, темперамента и мудрости, доставивший истинное художественное наслаждение, но и запечатлённое в звуках чувство ответственности за всё, что происходит в мире. Именно в этих категориях мыслит маэстро о себе и о своём времени.