На днях президент Италии Джорджо Наполитано подписал декрет о вводе в город Казерта, что под Неаполем, пятисот десантников, которые должны помогать правоохранительным органам бороться с местной мафией – каморрой.
На подобном, по сути беспрецедентном, шаге настоял министр внутренних дел страны после того, как в небольшом городке недалеко от Неаполя каморра расстреляла шестерых иммигрантов-африканцев.
Несмотря на то что полиция и карабинеры ответили на этот выпад достаточно быстро, буквально сразу арестовав и исполнителей убийства, и многих боссов организованной преступности – более ста человек, – в зону Неаполя для надёжности всё же были посланы пятьсот вооружённых десантников.
Этим жестом власти дали понять, что лёгкой жизни у мафии теперь не будет. Недаром министр МВД подчеркнул, что «государство намерено воевать с мафией до полной победы».
Замечу, что расстрел африканцев в Кастель Вольтурно породил новую волну обвинений в адрес правительства, которому ко всем прочим грехам приписали ещё и потворство расизму. Оппозиция моментально ухватилась за этот аргумент, хотя никакой расовой основы убийство иммигрантов на самом деле не имело.
И похоже, прав один из итальянских политиков, мэр Вероны Флавио Този, который, обсуждая эту тему на итальянском государственном телевидении, сказал: «В действиях каморристов никакого расизма нет. Им на это наплевать. Они так же хладнокровно палят в своих конкурентов-итальянцев. Это была обыкновенная мафиозная разборка. Просто африканцы запустили руки в их дела».
Как бы то ни было, но война между властями и неаполитанской мафией, судя по всему, завязалась не на жизнь, а на смерть.
Это подтвердил и премьер Италии Сильвио Берлускони.
«Мы никогда не откажемся от нашего обязательства разгромить каморру. Благодаря действиям правительства она исчезнет из нашей страны», – уверенно заявил глава кабинета.
Однако с ответом клан не заставил себя долго ждать. Буквально через день после решительных заявлений премьера и ввода в неаполитанскую зону десантников наёмный убийца здесь же, средь белого дня, вошёл в игровой зал и демонстративно в упор расстрелял некоего Станислао Кантелли, бывшего члена «семьи», согласившегося сотрудничать с правосудием. После чего спокойно удалился с места преступления.
Жест этот был не двусмысленный. Мафия показала, кто в окрестностях Неаполя хозяин, и намекнула, что никакие десантники никому не помогут. Государство, мол, как было бессильно против каморры, так и осталось. Эпизодические аресты для клана – как слону дробина. Все действия против – бесполезны.
По сути, с этим согласился и министр внутренних дел так называемого оппозиционного «теневого правительства» Доменико Миннити.
«К сожалению, это новое преступление показывает, насколько сложно государству восстановить свой контроль над территорией Неаполя и близлежащих территорий», – признал он.
Но ведь Неаполь с его каморрой – это ещё полбеды.
Кроме неё на Апеннинах есть сицилийская коза ностра, калабрийская ндрангета, сардинская сакра корона унита, а в области Апулия – просто мафия. То есть практически вся территория Италии так или иначе находится в руках у того или иного клана, который борется с государством за место под солнцем. И надо отметить, что в борьбе этой преступники преуспевают. По официальным данным, ежегодные доходы мафии, несмотря на все усилия правоохранительных органов пресечь её деятельность, составляют 90 миллиардов евро, или семь процентов от валового внутреннего продукта страны. Естественно, ни одна «семья» так просто не откажется от такого вкусного пирога и будет драться за него зубами до последнего.
Правда, в отличие от каморры остальные «коллеги» ведут себя похитрее и в последнее время красной тряпкой перед быком-государством не размахивают, не организовывают дерзких демонстративных акций, а обделывают свои делишки без шума и пыли.
В этой связи можно добавить, что мафию в Италии удавалось приструнить лишь одному правителю – Бенито Муссолини. При дуче она носу не казала, была тише воды ниже травы. Однако длилось это недолго. Как только диктатора в конце Второй мировой свалили, а на Апеннины пришли освободители-американцы и демократия, мафия тут же поднялась и расцвела буйным цветом. «Зря прожитые годы» она наверстала с лихвой и накопленное терять не собирается.
, собкор «ЛГ», РИМ