Борис Подопригора,
член Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, полковник запаса, эксперт Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и соотечественников ГД ФС РФ, участник афганской войны
Непосредственно после выхода фильма целый ряд заслуженных воинов-«афганцев» обратились ко мне с просьбой его прокомментировать (по сути, осудить). А мне этого делать не хотелось. И вот почему.
Реакция участника афганских событий так или иначе должна либо подтвердить, либо опровергнуть представление о войне, предложенное зрителю. Так вот: ничего, что бы заставило меня сесть за клавиатуру, фильм не вызвал. Причиной тому стал прежде всего очевидно продублированный скандал, в похожих обстоятельствах приуроченный к показу «Матильды» и «Праздника». Да и ссылки на одобрение фильма уже ушедшим бывшим директором ФСБ Николаем Ковалёвым (якобы он послужил прототипом главного героя) показались наигранными: у прототипа-то не переспросишь! При заведомом уважении к боевому пути генерала Ковалёва «работа с местным населением» (включая вооружённые формирования) поручалась другим службам, не подчинённым КГБ.
Но более существенно другое: на суд зрителей представили набор штампов об афганской войне. Отсюда и стандарты её восприятия: каждый, мол, хотел, как лучше, но сам лучшим не был. Или ещё тривиальней: какое время, такие и люди…
А штампы, повторим, даже в афганских интерьерах существенно отличаются от того, что было там, тогда и изнутри. Стереотипы же в том смысле, что война – это грязь и суета, проявления высоты духа и человеческих слабостей можно применить к любой точке напряжения безотносительно её температуры, истории с географией и размера. Дело в другом: Афган – это ещё часть жизни пока не ушедшего поколения. Что и вызвало вопросы по поводу эмоционального несовпадения кинорассказа с памятью биографической...
Весьма поверхностный фильм
«Братство» – это весьма поверхностный фильм, о котором разумнее промолчать, чем спорить о его значении. Этот фильм лучше эпатажно «оголливуженной» «9 роты», тем более откровенно карикатурных «Крепости Бадабер» и «Муххабата». Но его трудно рекомендовать тем, кто ищет ответы на вопросы: что же я или мы делали в Афгане? Как нам его коллективно помнить? И почему, например, «Афганский излом» 1991 года более правдоподобен и взвешен, чем «Братство» 2019-го?
Может, потому, что об изломе мирной до того жизни соотечественников до режиссёра Владимира Бортко никто не рассказывал. То же с поправкой на сюжет можно сказать о «Пешаварском вальсе» Тимура Бекмамбетова, в 1994 году впервые после Великой Отечественной коснувшегося темы наших пленных, вызвавшей озноб.
Во избежание обвинений в огульной критике назову то, что режиссёру «Братства» удалось. Удалось передать спонтанность происходящего на войне, если хотите, полуявь- полусон почти каждого боевого выхода. Неплохо показана сплошная вооружённость афганских племён-кишлаков, их привычка к крови. Не откажешь создателям фильма в убедительности по части сквозной меркантильности очень и очень многих афганцев – она, признаём, передавалась и шурави.
Что вызывает протест
Но, с другой стороны, по меньшей мере три исходных эпизода фильма вызывают внутренний протест. Во-первых, это столкновение спецназовцев с «пехотой» чуть ли не в центре Кабула. Знающие люди подобное отрицают в принципе, ибо «спецназёры» не дураки и не самоубийцы. Лишний раз в людном месте (на базаре) они не появлялись. Да и условная «пехтура» тоже не искала ссор со спецназом. Потому что «в спецназе драться ведь не учат. В спецназе учат убивать»…
Не будем идеализировать. Меркантильность, особенно накануне выхода из Афгана, стала набирать обороты. Но уже перед «погрузкой на Родину» солдат (а часто и прапорщик, и офицер, по крайней мере младший) проходил «командирскую (политотдельскую и «особистскую») таможню»: всё, что вызывало сомнения, в лучшем случае «просили передать», как нам говорили, семьям раненых.
В типичной же ситуации «воин-интернационалист» увозил домой чешский «дипломат» с дембельским альбомом, благодарственным напутствием Наджибуллы, мельхиоровым перстнем, джинсами-кроссовками, косметическими наборами «подруге» и маме и, кому повезло, плеером с кассетами. Многие забирали домой письма и, представьте, книги… А вот нож (кинжал) вряд ли кому (не о генералах речь) удалось переправить.
Что «взрывает мозг»
Знаковость – по сюжету – убийства мирного афганца ещё больше «взрывает мозг». Не потому, что такого не было. Бывало. Но именно для исключения чего-то похожего те же командиры внедряли в сознание шурави образ расстрелянного перед строем убийцы (на каком-то дальнем блокпосту). Что официального (тем более, документального) подтверждения не находило, хотя и офицеры в это верили. Эта ложь-во-благо помогала справляться с искушениями, боевыми и не очень. Действовало это так, что затем приходилось внушать уже самим командирам: не запугивайте солдат, всякое случается: пусть не свирепствуют, но и не боятся применять оружие: и так хватит потерь. Именно поэтому хладнокровная расправа над афганцем выглядит пусть и не вымыслом, но... Зачем же эксцесс возводить в ранг почти «ратных будней»? Иначе те же моджахеды и их потомки не говорили бы, что шурави был жесток в бою, но великодушен в обыденности: шоурави афарин аст! – Советские – это круто! Этого создатели фильма «перевести» тоже не смогли.
Третий ключевой эпизод – продажа душманам военного имущества. Но что продавали? Автор этих строк, будучи переводчиком, неоднократно помогал прокуратуре в этом разбираться. Чаще всего сливали бензин и солярку, небескорыстно «отгружали» дрова (ящики от боеприпасов). На условно втором месте – «незаконные поставки» продовольствия – пайков, консервов. На третьем – предметов вещевого довольствия: палаток, зимних бушлатов, тылового и штабного инвентаря. Были и случаи «сдачи» боеприпасов (гранат). А вот фактов продажи «стволов» практически не было.
Череда нестыковок и ляпов
Но что мы видим на экране? Типический эпизод или исключение, похожее на казус? С этого начинается череда нестыковок (ляпов), опровергаемых памятью. И не в том дело, что телевизоры в горах (Панджшера) не работали, как на этом настаивает Павел Лунгин. И не в том, что душевное смятение командарма, по фильму потерявшего сына-лётчика, ничем сколь-нибудь правдоподобным не подтверждается. Да и, если бы такое, не приведи Господь, случилось, вряд ли командарма оставили бы при исполнении: решения-то ему приходилось принимать стратегические, значит, требовавшие хладнокровия и сосредоточенности на обстановке.
Но если «политико-исторический» охват «Братства» столь широк, то где они, просоветские и просто здравомыслящие афганцы, в упор жёстко и часто задававшие вопросы о своём выживании и будущем своём и Афганистана? И где, например, наши советники, без оглядки наверх дававшие свои домашние адреса подсоветным афганцам: мол, случись что – в беде не оставлю. Тем более сомнительно то, что «в Афгане умирал Союз». Как раз наоборот: «Афган многому научил, вот вернёмся домой и наведём порядок»...
Память об Афгане – связующее звено
Всё упомянутое не заслуживает того, чтобы к фильму, пусть и оплаченному из «государевой казны», относиться как к творческому событию. Тем более, приуроченному к 30-летию окончания афганской войны. Хотя других кинолент на эту тему мы не увидели. Приближающееся 40-летие начала афганского десятилетия (уже в декабре) ставит вопрос не о памятнике в бетоне и бронзе, а об исторической справедливости, человеческом понимании, нравственном знаменателе и политическом чутье.
Почему, например, не пересмотрели уязвившее «афганцев» постановление Съезда народных депутатов, принятое в декабре 1989 года? По сути, оно «приговорило» всю афганскую кампанию. Может, для того, чтобы осложнить создание патриотического движения на основе ветеранских организаций – всех от «кубинцев» и «арабов» до нынешних «сирийцев»? Много ли у нас устойчивых социально-политических общностей, «кровно» заинтересованных в благополучии страны? Не такого ли «братства» недостаёт обществу и Государству Российскому? Нет ли тут подступов к формированию национальной идеи, которую заждалась страна? Память об Афгане – это вопрос не абстрактной репутации страны, не политтехнологии на злобу дня и не творческого самовыражения. Это – едва ли не единственное, что так или иначе связывает постсоветское пространство, по крайней мере препятствует обращению его частей друг против друга. Иначе не поздравляли бы 15 февраля 2019 года украинские ветераны своих российских побратимов. Размышления на эту тему, а лучше – их практический учёт – это то полезное, что подсказал фильм. Который, скорее всего, скоро забудут.