Пока в столицах не поспевают уследить за обилием культурных событий – оперных и балетных премьер, конкурсов, гастролей, – в старинных русских городках редко слышат «живую» классическую музыку.
Но бывают исключения. Вот недавно в легендарном Торжке представили оперу «Война и мир» Сергея Прокофьева в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России. Между прочим, в романе Льва Толстого именно в Торжке Пьер Безухов, ожидая смены лошадей, встречается с Осипом Баздеевым, известным масоном, обратившим Пьера на путь добродетели.
Свою миссию совершает и Госкапелла, уже третий год подряд приезжая в Торжок. К гастролям по малым городам (кроме Торжка Госкапелла регулярно выступает в Тарусе, Ельце, Калуге, Твери) музыканты и их руководитель, дирижёр Валерий Полянский, относятся с той же тщательностью, что и к выступлениям в столичных залах.
«Войну и мир» показали в концертном исполнении на открытом воздухе – формат, популярный на Западе и малоосвоенный у нас. Полянский сделал специальную редакцию, чтобы многочасовая эпопея вместилась в три часа, и кроме своего оркестра и хора привёз «батальон» замечательных солистов из МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Детского музыкального театра имени Н. Сац, «Геликон-оперы», Большого театра.
И организаторы (глава города Анатолий Рубайло и завотделом культуры горадминистрации Галина Алексеева), и участники проекта волновались: придут ли люди на весьма сложную оперу Прокофьева? Результат превзошёл ожидания: сотни жителей Торжка на площади перед местным Домом культуры слушали музыку, затаив дыхание.
Была создана галерея ярких образов: мечтательница Наташа Ростова (сопрано Анастасия Привознова), сдерживающий внутренний огонь Андрей Болконский (баритон Андрей Батуркин), нагловатый повеса Анатоль Курагин (тенор Максим Сажин), напыщенный Наполеон (Сергей Топтыгин), русский командующий Михаил Кутузов (бас Михаил Гужов) – было занято почти 30 солистов!
В формате open air правят бал микрофоны, колонки. Качественная аппаратура позволила избежать эстрадного, бьющего по ушам звучания и донести тонкие детали партитуры, передать романтический флёр, окутывающий сцены мира. Разливалась действительно «музыка счастья» (по выражению Валерия Полянского), и ясно проступили классицистские черты, относящиеся к эпохе начала XIX века. И даже белоколонный фасад ДК, на фоне которого развернулись картины мира и войны, «работал» на концепцию, ключом которой стали слова Андрея Болконского о «небесной и идеальной любви».
Батальный акт перенёс слушателей в тревожную военную атмосферу, где сталкиваются два враждующих мира. Огромное впечатление оставил эпизод, рисующий разорённую Москву. Исступлённые возгласы хора: «Сжигайте!», взлетающие фразы оркестра, как отблески языков пламени, растерянность Наполеона и завершающее картину скорбное шествие с телами расстрелянных граждан. И – победительный финал оперы, заставивший публику устроить долгую овацию.
, ТОРЖОК–МОСКВА