Легендарное имя в отечественном кинематографе – Джемма Фирсова. Ей было шесть лет, когда началась Великая Отечественная война, и девочка как дочь военнослужащего всю войну провела на фронте. В одном из интервью она скажет: «Моим домом была война».
Стать режиссёром Джемма решила в 11 лет, после встречи с Михаилом Роммом, у которого на фильме «Секретная миссия» был ассистентом её отец. Школьные годы прошли в Кёнигсберге (Калининграде), потом был ВГИК (режиссёрский факультет, курс А. Довженко). Училась также у Ромма. Однако обладательница незаурядной внешности начала свою карьеру в кино с актёрских работ, и пусть небольшой список картин – всего 14, но это «Хождение по мукам», «Русский Сувенир», «Алые паруса», «Война и мир», «Белая птица с чёрной отметиной», «Это сладкое слово – свобода!»… В 1966-м Джемма Сергеевна дебютировала в качестве режиссёра игрового фильма. Но настоящий прорыв ждал Фирсову в документалистике, куда привёл её муж – знаменитый кинооператор-документалист, прошедший всю войну, – Владислав Микоша.
Первое, что ей предложили сделать, – фильм о Дне Победы. Очень пригодилась военная библиотека отца с воспоминаниями Черчилля, Монтгомери, Эйзенхауэра, советских военных, но Фирсова поняла, что неинтересно делать фильм только о финале войны, важнее проследить, как кончаются войны и меняются отношения между союзниками. Работая с военной хроникой, она узнавала места, которые сама в 1945 году прошла с нашими войсками в Польше, Германии, Пруссии. В результате получилось четыре часовых фильма – сериал «Зима и весна сорок пятого» (1972 г.). Впервые в нашем кино она сделала фильм не о Великой Отечественной войне, а о Второй мировой. Высокие награды (Ленинская премия, Государственная премия СССР) и призы международных кинофестивалей принесли автору 11 замечательных лент мировую известность. Среди её работ – «Поезд в Революцию», «Зима и весна сорок пятого», «Битва за Кавказ» в 20-серийной эпопее «Великая Отечественная», «Память навсегда», «Предупреждение об опасности», «Государь Император Николай II», «Владислав Микоша: Остановивший время»…
С конца 1970-х – начала 1980-х гг. работала в Госкино СССР главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. – эксперт-координатор программ сохранения и развития российских музеев (Архангельское, Абрамцево, Пушкинский комплекс в Санкт-Петербурге: Музей-лицей, Музей-квартира Пушкина на Мойке, Музей «Современника» и др.). В 1987-м после аварии на Чернобыльской АЭС она ушла из кино, участвовала в создании экологической организации «Союз Чернобыль» и написала несколько публицистических книг.
В канун празднования Дня Победы, 8 мая, Джемма Фирсова ушла из жизни на 77-м году. Остались её фильмы, мысли, чувства и светлая память о ней.