Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Война и Победа Джеммы Фирсовой

01 января 2007

СОРОКОВИНЫ

Легендарное имя в отечественном кинематографе – Джемма Фирсова. Ей было шесть лет, когда началась Великая Отечественная война, и девочка как дочь военнослужащего всю войну провела на фронте. В одном из интервью она скажет: «Моим домом была война».

Стать режиссёром Джемма решила в 11 лет, после встречи с Михаилом Роммом, у которого на фильме «Секретная миссия» был ассистентом её отец. Школьные годы прошли в Кёнигсберге (Калининграде), потом был ВГИК (режиссёрский факультет, курс А. Довженко). Училась также у Ромма. Однако обладательница незаурядной внешности начала свою карьеру в кино с актёрских работ, и пусть небольшой список картин – всего 14, но это «Хождение по мукам», «Русский Сувенир», «Алые паруса», «Война и мир», «Белая птица с чёрной отметиной», «Это сладкое слово – свобода!»… В 1966-м Джемма Сергеевна дебютировала в качестве режиссёра игрового фильма. Но настоящий прорыв ждал Фирсову в документалистике, куда привёл её муж – знаменитый кинооператор-документалист, прошедший всю войну, – Владислав Микоша.

Первое, что ей предложили сделать, – фильм о Дне Победы. Очень пригодилась военная библиотека отца с воспоминаниями Черчилля, Монтгомери, Эйзенхауэра, советских военных, но Фирсова поняла, что неинтересно делать фильм только о финале войны, важнее проследить, как кончаются войны и меняются отношения между союзниками. Работая с военной хроникой, она узнавала места, которые сама в 1945 году прошла с нашими войсками в Польше, Германии, Пруссии. В результате получилось четыре часовых фильма – сериал «Зима и весна сорок пятого» (1972 г.). Впервые в нашем кино она сделала фильм не о Великой Отечественной войне, а о Второй мировой. Высокие награды (Ленинская премия, Государственная премия СССР) и призы международных кинофестивалей принесли автору 11 замечательных лент мировую известность. Среди её работ – «Поезд в Революцию», «Зима и весна сорок пятого», «Битва за Кавказ» в 20-серийной эпопее «Великая Отечественная», «Память навсегда», «Предупреждение об опасности», «Государь Император Николай II», «Владислав Микоша: Остановивший время»…

С конца 1970-х – начала 1980-х гг. работала в Госкино СССР главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. – эксперт-координатор программ сохранения и развития российских музеев (Архангельское, Абрамцево, Пушкинский комплекс в Санкт-Петербурге: Музей-лицей, Музей-квартира Пушкина на Мойке, Музей «Современника» и др.). В 1987-м после аварии на Чернобыльской АЭС она ушла из кино, участвовала в создании экологической организации «Союз Чернобыль» и написала несколько публицистических книг.

В канун празднования Дня Победы, 8 мая, Джемма Фирсова ушла из жизни на 77-м году. Остались её фильмы, мысли, чувства и светлая память о ней.

Арина АБРОСИМОВА

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS