В Самаре и Самарской области прошёл удивительный праздник – XIII Международный фестиваль «Кино – детям». За пять дней на кинофоруме, прошедшем по городам и посёлкам края (всего было 24 площадки), было показано более 60 картин из России, Грузии, Азербайджана, Белоруссии и Италии.
Фестивальное созвездие, по традиции состоявшее из известных российских и международных кинематографистов, побывало практически на всей территории Самарской области – в Тольятти, Новокуйбышевске, Кинеле, Похвистнево, Октябрьске.
Помимо просмотров фильмов, творческих встреч гости и участники успели посетить Иверский женский монастырь в Самаре и православную гимназию в Тольятти, музей «Бункер И.В. Сталина».
И всё же главным осталось кино. Программа, как всегда, была обширна и разнообразна. В этот раз пересеклись в основном православие и военная тематика.
Перед показом фильмов в программе «Путь к храму души нашей» самарский писатель и кинорежиссёр Алексей Солоницын обратился к ребятам:
– Понять хорошее кино очень тяжело, читать русскую классику непросто, но этому надо учиться, как и православной вере. Вера наша удивительная, но она нелёгкая, потому что истинная. В нашей вере, оказывается, надо трудиться каждый день. Каждый час. Подлинное счастье, ребята, добывается страданием. Но не надо этого пугаться. Идите навстречу к Богу, и Он будет ваш помощник во всём. От председателя правления Союза кинематографистов России Никиты Михалкова писателю Алексею Солоницыну на церемонии открытия фестиваля была вручена почётная грамота.
Открытием стала серия документальных фильмов о проблемах православия в современном мире («Дар бесценный» Елены Подраманцевой, «Благодатный огонь» Александра Слободского, «Миссионер» До Егито Кристовао Жоао Мануела и др.) Но главное открытие – фильм известнейшего грузинского режиссёра Резо Чхеидзе – «Свеча с Гроба Господня». Экранизация рассказов известной шведской писательницы, лауреата Нобелевской премии Сельмы Лагерлёф. О вере, о том, что человек, верующий в Бога, соблюдающий десять библейских заповедей, может преодолеть всё. Молодой герой (в роли Луки–Торнике Бзиава) – актёр, сыгравший в спектакле «Ромео и Джульетта», избалованный славой, аплодисментами, поклонницами. Его посылают на кинофестиваль в Израиль... И там он услышал древнюю легенду, суть которой в том, что если кто-то зажжённую у Гроба Господня свечу донесёт непогашенной до Грузии, страна будет спасена. Конечно, речь идёт о духовном спасении... Герой картины действительно зажигает свечу у Гроба Господня и несёт её на родину. На него нападают бедуины. А свеча должна гореть!
В Самаре были показаны лишь фрагменты этой картины, мировая премьера состоится в конце мая на XVII кинофестивале «Золотой витязь» в Москве.
Всего в рамках православной программы было показано 13 фильмов, которые объединяет тема поиска пути, своей дороги в жизни, предназначения.
В преддверии 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне зрители увидели фильмы, вошедшие в программу «Во славу Отчизны». Великолепна, на мой взгляд, картина «Маршал поля» Марины Дохматской. Это повествование о драматических эпизодах фронтовой и послевоенной жизни маршала Советского Союза Ивана Конева. Не забыта и трагедия чеченских событий в 90-е годы – «Чувствую себя защитником» Владимира Васильева и «Целую... мама» Алексея Васильева. Истории о судьбах медсестры, сгоревшей при спасении солдат взорванного бронетранспортёра, и двух солдат, получивших тяжёлые увечья в одной операции.
Впервые на фестивале появилась программа «Опера в кино», в рамках которой была показана блестящая программа председателя Самарского отделения Союза композиторов Марка Левянта «От оперы до мюзикла».
Сенсацией стал фильм-опера «Норма» Бориса Айрапетяна. Это первая в мире киноверсия одноимённой оперы Винченцо Беллини и первый российский проект в этом жанре в постсоветское время. В фильме снялись звёзды мировой оперной сцены – солистка Метрополитен-опера Асмик Папян, солист Мариинского театра Гегам Григорян и прима Армянского национального театра Адальджиза Хачатрян. Основные съёмки велись в Армении, в тех местах, где более двух тысяч лет назад происходили исторические события, нашедшие отражение в опере Беллини и связанные с завоеванием римлянами обширных земель. Некоторые сцены снимались на фоне реконструированного храма, построенного там древними римлянами.
Проблема детского кинематографа в России – одна из самых актуальных в наше время. Недостаток или полное отсутствие финансирования, невозможность широкого проката – всё это приводит к тому, что детское кино находится на грани выживания. Это обсуждалось на IV Всероссийской научно-практической конференции «Шаг навстречу: кино–культура–образование», в которой приняли участие именитые режиссёры и киноведы Клим Лаврентьев, Павел Печёнкин, Геннадий Поличко, Андрей Шемякин, Вячеслав Шмыров, Надежда Майданская.
Место проведения встречи было выбрано неслучайно, ведь фестиваль проходит здесь уже 13-й год. С тех пор как отечественный кинематограф вышел из-под контроля государства и встал на коммерческие рельсы, под угрозой выживания оказалась та его часть, которая предназначена для самого маленького зрителя. Многие студии разорились, денег на съёмки фильмов или мало, или нет вообще, да и в прокате – сплошь и рядом голливудские ленты. На детское кино кинопродюсеры дают деньги крайне неохотно. Предложение – запустить пилотный проект регионального центра по кинообразованию в Самаре на базе Самарского отделения Союза кинематографистов.
Увы, хватает фестивалю и проблем. Это отсутствие рекламы, несколько плакатов на улицах Самары – не в счёт, и явное безразличие кинотеатров к теме детского кино. Я не увидел даже расписания документальных фильмов на главной площадке в кинотеатре «Художественный». Поэтому-то фильмы, достойные внимания, посмотрели единицы. А их вряд ли покажут по телевидению.
«Кино – детям» – постоянно действующий фестиваль. Просмотры проходят в течение всего года. На ближайшее время запланирован показ фильмов студии «Башкортостан» – «Седьмое лето Сюмбель» Булата Юсупова, «Рахмат» Ануара Райбаева и других.
, САМАРА–МОСКВА