Время Петра Великого – великое, эпоха огромных деяний, в результате которых произошло кардинальное обновление России. Её ломка, расширение, переустройство, развитие, выход на новые рубежи – благодатная территория для создания художественных фильмов в разных жанрах. Хотя довольно много снято и в советское время, и в последнее, но настолько огромно совершённое в начале ХVIII века, что, кажется, мы ещё в самом «начале славных дел».
Фильм «Тобол» находится в парадигме советской кинотрадиции, начатой в 30-е годы, продолженной в 80-е Сергеем Герасимовым и его учениками: Пётр, великий работник, первооткрыватель, борец за Россию, его верные ученики-сподвижники и… смертельные враги. Внешние – в виде шведской армии, английских купцов и прочих басурман, которые не хотят допустить возвышения России, и гораздо более опасные – внутренние: сребролюбие и отсталость чиновников, воевод, губернаторов, которым плевать на Россию, а только урвать бы что-то для себя. Модель весьма современная, долгоиграющая и перспективная.
В ленте Игоря Зайцева есть Пётр (его играет мало похожий на круглолицего царя, но тоже рослый Дмитрий Дюжев), «птенцы гнезда Петрова» во главе с поручиком Демариным (Илья Баланин), тобольским богатырём-энциклопедистом Ремезовым (Дмитрий Назаров) и полковником Бухгольцем (Александр Лазарев) противостоят врагам, имеющим свои интересы в Сибири. Это русский губернатор Гагарин (Евгений Дятлов) и джунгарский хан Онхудай, они провоцируют войну на границе с Китаем, которая выгодна этим ханам-князьям, но совершенно не нужна ни России, ни Китаю, ни окрестным народам. Гагарин в эту провокацию вовлёк и одного из сосланных в Тобольск шведов-артиллеристов. Но наши воины смогли не только отстоять пограничную крепость от джунгарских «террористов», но и выявить «разжигателей войны».
История имеет реальных прототипов, сценарий писал известный краевед и писатель Алексей Иванов. Видимо, Зайцев ушёл слишком далеко от текста сценариста, вследствие чего Иванов требовал убрать свою фамилию из титров. Но, судя по фильму, режиссёр не слишком далеко ушёл от исторической правды – главные «реперные точки» сохранены: зло не поменялось местами с добром, как иногда бывает в историческом кино. Предатель остался предателем, герои – героями, злодей, спровоцировавший войну, попал под суд и казнён.
Конечно, во многом домыслены или придуманы лирические линии Демарина и Маши Ремезовой (Юлия Макарова), а также пленного шведа Йохана (Андрей Бурковский) с немкой Бригиттой (Агата Муцениеце), оказавшейся тоже в Тобольске, но как без любви молодых героев обойтись в историческом фильме, обращённом к молодёжи? Немного жаль, что построивший Тобольский кремль великий сибирский энциклопедист Семён Ульянович Ремезов предстал не во всём многообразии своей уникальной деятельности (он достоин отдельного фильма или даже сериала), но хватило и того, каким богатырём его сыграл Дмитрий Назаров. Героем и родителем героев. В фильме есть и экшн, и сцены, напомнившие о «Гардемаринах», а перестрелка из пушек Йохана и Демарина вообще – о танковой дуэли в «Т-34».
Конечно, могут быть претензии к Дюжеву у тех, кто помнит Петра Великого в исполнении Николая Симонова, Алексея Петренко или Дмитрия Золотухина, но в целом получилось довольно динамичное, хотя несколько сумбурное зрелище. Однако учтём, что должна быть ещё и многосерийная телевизионная версия «Тобола» и там, будем надеяться, многие роли и характеры раскроются более полно.
Борис Казачкин