Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 марта 2013 г.
Литература

Воздух иного бытия

8 марта Олегу Чухонцеву – 75!

06 марта 2013

Взгляни, как сладко ягоды висят,
но слаще среди них чужая ветка.
Малина ваша проросла в наш сад, –
Через забор мне говорит соседка.


Быть соседкой Олега Чухонцева по адресу на исчезающей форме общения – письме – просто. Его можно не видеть месяцами, но безмолвное присутствие за стеной ощущать всегда. И в поэзии так же: можно годами читать других, не читать никого, но молчание Чухонцева от этого не делается менее весомым. Это срастание с фоном – его фирменный стиль:

...мы так срослись со всем, что есть кругом,
что кажется, и почва под ногами –
мы сами, только в образе другом...


Вот и Чухонцев так: всегда «в образе другом». Я никогда не узнавала его в многочисленных рецензиях, всегда читая «совершенно другого поэта», как сказал Вл. Соколов, с которым Чухонцева критики привычным жестом ставят в один ряд. Нет, они совершенно разные. Соколов – аристократичный лирик-монологист. Правда, в одном безличном реферате вычитала нечто похожее на «моего» Чухонцева, хоть и мудрёное: «Он явно соединяет культурологическую конкретность неоакмеизма с традициями русских «скорбников» – Лермонтова, Баратынского, Случевского, Сологуба, Блока, Ходасевича». Ряд наполовину полон, как стакан в руке оптимиста. Но всё же не наполовину пуст. Что такое «неоакмеизм», не знаю, но все названные поэты (кроме Баратынского) были мастерами поэтического диалога. И Чухонцев диалогичен, даже когда говорит сам с собой. Ростовский литературовед В. Козлов писал (хоть и диссертационным слогом): «…именно то, что извлекается «с трудом» в случае с поэзией Чухонцева, оказывается её существом, определяющим художественную ценность этого творчества. Неочевидность этого существа для сознания, которое не готово к определённому погружению в текст, сообщает поэзии Олега Чухонцева несколько ложный налёт элитарности. Ложен он потому, что элитарность в данном случае не является чертой творчества самого поэта. В том, что поэзия Олега Чухонцева сегодня воспринимается как элитарная, – особенность текущего момента в развитии русской поэзии, а не заслуга поэта, которая, впрочем, вряд ли воспринималась бы им самим в качестве таковой».
Рафинированность его так же странно соседствует с описательной простонародностью, как малина с моей крапивой, – через забор «иного бытия». Эти-то диалогичность и разнородность лексического ряда и душевного кроя я больше всего в нём и люблю:

– Привезли листовое железо.
– Кто привёз? – Да какой-то мужик.
– Кто такой? – А спроси живореза.
– Сколько хочет? – Да бабу на штык.


Гесиод и Овидий, Некрасов и Баратынский в одном переплёте. В давних заметках я сравнила его стихи с рассказами Шукшина. Чухонцев удивился. Как большинство поэтов, он слышит другого себя, ещё не написанного, ещё в разрозненных строчках, из которых невесть что когда-то прорастёт. В поздних книгах проросло. В них воздуха «иного бытия», густого запаха эсхатологии больше, чем павловопосадской амброзии в стихах ранних лет. Способностью резко менять поэтику Чухонцев не сходен с большинством стихотворцев так же, как способностью к долгому молчанию, когда кажется: всё, больше ничего не скажет, пора уходить. А он вдруг как скажет! И остаёшься…
Он вообще любит молчание больше слов. Даже в самом вольном из поэтов – Пушкине – слышит молчание спартанского илота:

Пойдём по Бутырскому валу и влево свернём,
по улице главной дойдём до Тверского бульвара,
где зорко молчит, размышляя о веке своём,
невольник чугунный под сенью свободного дара.

Все новые элегисты – от Кенжеева до Гандлевского – выросли из Чухонцева. Но никто не обрёл такой двухполюсной органики – невольничества эпоса и «свободного дара», лирической тоски («Душа чему-то противостоит…») и религиозного покоя:

...И уж конечно буду не ветлою,
не бабочкой, не свечкой на ветру.
– Землёй? – Не буду даже и землёю,
но всем, чего здесь нет. Я весь умру.


Куда только Чухонцева не записывали, не умея считать эту органику. В почвенники и диссиденты, в новаторы и архаисты, в «тихие лирики» и богоискатели: «Думы Чухонцева о Боге, о своём месте в христианстве свидетельствуют о том, что он нашёл путь сближения с тем, от чего был оторван». Это тоже из одной «неузнаваемой» рецензии. От чего же это Чухонцев был «оторван»? Он, может, как никто, «пришит» к родной земле. Но только с этой земли и видно небо. Только на ней и произрастают такие поэты. На его голос идёшь без страха. Такой голос не обманет:

– …Привезли рубероид.
Изразцы привезли и горбыль.

Тэги: Юбиляция
Обсудить в группе Telegram

Марина Кудимова

Марина Владимировна Кудимова (род. 25 февр... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Свет утраты и надежды

    15.12.2020
  • Он прикоснулся к музыке миров

    15.12.2020
  • Настоящая я – в «Большой перемене»

    17.06.2020
  • Создатель цельного мира

    15.04.2020
  • Реалист и романтик, пространством и временем полный…

    01.04.2020
  • Жанна Болотова: «Я ненавижу предательство…»

    97 голосов
  • Юбиляция

    67 голосов
  • Двойной праздник

    62 голосов
  • Воин, сказочник, герой…

    59 голосов
  • Сила духа, дарованная Богом

    46 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS