Людмила Смирнова
Фестивалю уже 15 лет, и он стал заметным событием городской жизни, представляя зрителям фильмы об актуальных тенденциях в искусстве, музыке, мире моды, спорта, новейших технологий и о наиболее ярких представителях культурной среды середины ХХ – начала ХХI века.
Особый интерес вызвала датско-испанская лента «Баломания: секретная субкультура фавел». Автор фильма – датчанка Сиссель Марель Даргис приехала в Бразилию с целью снять фильм о своём увлечении уличными граффити. Но, случайно познакомившись с создателями воздушных шаров, Сиссель была настолько очарована необычным видом искусства, что, невзирая на опасность жизни в фавелах Сан-Паулу, сумела расположить к себе местных балоэйро, членов закрытого сообщества, одержимых созданием гигантских воздушных шаров необычных форм, оснащённых светильниками, фейерверками и огромными «хвостами» в виде красочных полотнищ. В фильме можно увидеть шары с религиозными сюжетами, с причудливыми и сложными орнаментами, животными, героями мультфильмов, с портретами Сильвестра Сталлоне, лидеров Кубинской революции, Лучано Паваротти.
Парящие в воздухе огромные живописные конструкции с мерцающими свечами или фонтанирующие фейерверками – зрелище завораживающее. Однако запуск воздушных шаров в Бразилии запрещён, деятельность балоэйро вне закона и карается тюремным заключением, поскольку воздушные гиганты представляют серьёзную опасность. Ошибки в расчётах полёта или сильный ветер могут привести к катастрофе – падения шаров вызывают серьёзные пожары в лесах и городских кварталах.
Балоэйро – настоящее тайное общество, в которое не пускают посторонних. Мастера не раскрывают секреты изготовления, места сборки и запуска шаров. Их могут собирать, как пазлы, несколько лет, тщательно склеивая кусочки специальной ткани, составляющей уникальный рисунок. Работа чрезвычайно трудоёмкая, требующая точности и соблюдения техники безопасности. Датчанке удалось войти в доверие к тем, кто хочет познакомить мир со своими творениями. Сиссель довелось вместе с ловцами шаров участвовать в ночной погоне за приземлившимся шаром (их ловят и прячут для реставрации и нового запуска) и даже пообщаться с полицией. Один из полицейских признался девушке, что шары ему нравятся, но закон есть закон. Власти ведут борьбу с балоэйро, отслеживая запуски, а также предлагают жителям фавел доносить на членов сообщества за вознаграждение.
Мастера воздушного дела фанатично преданы своему ремеслу и мужскому братству. Люди они бедные, зачастую не имеющие образования и постоянной работы. Сиссель спрашивала, на какие средства создаются воздушные шедевры? Ответы уклончивы: подрабатываем, вкладываем свои деньги, ищем спонсоров. Полиция Сан-Паулу уверена, что создание шаров финансирует мафия.
Балоэйро надеются, что их искусство сохранится в будущем. Режиссёр не даёт оценок, она предлагает выслушать их истории о том, как воплощаются мечты вопреки запретам, бедности, неустроенности личной жизни. Зрителю остаётся любоваться красотой созданных человеческими руками воздушных замков и самим делать выводы.
Самый большой, 72 метровый шар с портретом Лучано Паваротти был запущен в окрестностях Сан-Паулу, когда режиссёр уже покинула Бразилию, но кадры с его запуском предоставили Сиссель её бразильские друзья. «Баломания...» датской документалистки уникальна, до настоящего времени никто не снимал фильмов о субкультуре балоэйро.