Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Возмездие юности

01 января 2007

ТЕАТР

Игорь Марченко (Фолдал) – на переднем плане и Антон Морозов (Боркман);   фото:   Николай ЗВЯГИНЦЕВВ год 180-летнего юбилея Генрика Ибсена сразу два столичных театра обратились к творчеству несколько подзабытого нашей сценой в последние годы автора. Освоение Ибсена помогает понять не только век позапрошлый, но и сегодняшнее время.

В обозримом прошлом у замечательных актёров Центрального театра Российской армии не было опыта работы над драматургией великого норвежца. Но недавно и, по сути, в преддверии юбилея режиссёр Александр Бурдонский поставил на малой сцене ЦАТРА малоизвестную его драму «Йон Габриэль Боркман», заняв в спектакле новое, молодое поколение театра.
Перед нами, однако, нисколько не банальное «юбилейное приношение». 

Выбор материала кажется рискованным, но точным. В поздней этой пьесе драматург говорит об иллюзорности идей уходящего поколения и том возмездии, которое несёт с собой молодость. Говорит с присущей гению суровой искренностью. 

Спектаклю предпослан эпиграф из Хемингуэя: «…В жизни каждого человека звонят колокола судьбы, но, увы, не каждый слышит их звон…» А ещё дано иронично-святочное название «Серебряные колокольчики». Этим «объяснительные» упрощения, к счастью, исчерпываются.
Зато возникает новое жанровое определение – трагикомедия. Такая оптика придаёт иное освещение идеям пьесы, обостряет их драматизм. В действии возникает особый настрой – ироничный и увлекательно противоречивый. 

заплачено предательством любви, отсидев в тюрьме за растрату, замыкается от мира, не общаясь ни с постылой женой, ни с сыном, лишь терпя нечастые визиты наивного приятеля – мелкого чиновника и его юной дочери. Бывшая любовь – сестра жены, внезапно вернувшись, вроде бы помогает пересмотру ценностей, но высокие идейные убеждения героя, увы, давно выродились в пустопорожнее прекраснодушие. 

С другой стороны, борьба сестёр за сына Боркмана тоже бесплодна – юношу увозит с собой молодая богатая и независимая дама, прихватив и дочку мелкого чиновника.
Йон Габриэль Боркман в финале упрямо и наивно стремится куда-то в неведомые недра, подобно другому герою Ибсена – Брандту, рвавшемуся на горние выси. Но всё это лишь болезненный бред, завершающийся смертью. 

Сценограф Валерий Фомин создаёт атмосферу почти тюремную, но и надмирную: за глухой чёрной стеной угадывается трагически равнодушная, пугающе прекрасная природа – серые волны, снега и туманы, редкие для обычного земного ландшафта. А художник по костюмам Андрей Климов, обычно вызывающе яркий, на сей раз работает сдержанно, почти аскетично, добиваясь при этом и в облике персонажей скрытого напряжения.
Артист Антон Морозов в роли Боркмана постоянно сохраняет тонкую грань острой иронии и лирики, единство и противоречие которых составляет если не уникальность, то странность этого характера, его притягательность и обаяние. 

Значительная часть пьесы – напряжённо конфликтный диалог сестёр, одна из которых – жена героя Гунхильд, а другая – Элла, бывшая его любовь.
Жена – воплощение хищного материнства – придумала сыну «высокую миссию» мести за поруганное достоинство рода. Артистка Анна Глазкова играет Гунхильд жёстко, в резких тонах, показывая эту душу, изъязвлённую ненавистью, пугающе слепой и бесплодной. Она постоянно пребывает в состоянии растерзанности и похожа на раненую волчицу, все силы которой уходят на свирепое рычание. Но и Гунхильд по-своему наивна, думая, что имеет права на сына, и не понимая, что воспитала… очаровательного эгоиста. Сергей Смирнов в роли Эрхарда этот искренний эгоизм показывает вполне многогранно. 

Другой наивный герой драмы – мелкий чиновник Вильгельм Фолдал, общество которого мог терпеть ушедший от мира Боркман. Существо наивно-восторженное, этот маленький человек с претензиями быть поэтом в остроумном и темпераментном исполнении Игоря Марченко по-своему оправдывает трагикомическую интонацию происходящего. За снисходительное к себе отношение Вильгельм никого не упрекает, не замечает даже, что дочь покинула его, не простившись, а напротив, радуется, что та увидит новый, иной мир. В самой его преданности есть что-то беззащитное. 

Явившаяся в дом сестры Элла надеется, в свою очередь, получить права на Эрхарда. Но вынуждена смириться с обстоятельствами: ненавистью сестры, эгоизмом племянника, возмечтавшего о самостоятельной жизни, дикой «логикой» когда-то любимого человека, убеждённого, что его предательство оправдано высокими целями всеобщего благоденствия, которое требовало жертв. Наконец, с собственной смертельной болезнью, в чём ей не будет сочувствия. Ольга Герасимова играет Эллу сдержанно, со сложными оттенками драматической иронии, всегда присущей людям, оказавшимся на пороге неведомого и страшного, но и в трагической ситуации не теряющим здравомыслия. 

Две другие героини истории – излучающая душевный покой Фани Вильтон Людмилы Татаровой и юная Фрида Фолдал Ксении Мичковой – при всём их очаровании и смелости – в сути своей не менее мстительные эгоистки, о чём не дают себе труда задуматься. Они, сами того не ведая, вместе с Эрхардом выполняют роль, очень важную для нравственной логики Ибсена, сказавшего однажды: «Юность – это возмездие…» 

Александр ИНЯХИН

Обсудить в группе Telegram

Александр Иняхин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS