В год 180-летнего юбилея Генрика Ибсена сразу два столичных театра обратились к творчеству несколько подзабытого нашей сценой в последние годы автора. Освоение Ибсена помогает понять не только век позапрошлый, но и сегодняшнее время.
В обозримом прошлом у замечательных актёров Центрального театра Российской армии не было опыта работы над драматургией великого норвежца. Но недавно и, по сути, в преддверии юбилея режиссёр Александр Бурдонский поставил на малой сцене ЦАТРА малоизвестную его драму «Йон Габриэль Боркман», заняв в спектакле новое, молодое поколение театра.
Перед нами, однако, нисколько не банальное «юбилейное приношение».
Выбор материала кажется рискованным, но точным. В поздней этой пьесе драматург говорит об иллюзорности идей уходящего поколения и том возмездии, которое несёт с собой молодость. Говорит с присущей гению суровой искренностью.
Спектаклю предпослан эпиграф из Хемингуэя: «…В жизни каждого человека звонят колокола судьбы, но, увы, не каждый слышит их звон…» А ещё дано иронично-святочное название «Серебряные колокольчики». Этим «объяснительные» упрощения, к счастью, исчерпываются.
Зато возникает новое жанровое определение – трагикомедия. Такая оптика придаёт иное освещение идеям пьесы, обостряет их драматизм. В действии возникает особый настрой – ироничный и увлекательно противоречивый.
заплачено предательством любви, отсидев в тюрьме за растрату, замыкается от мира, не общаясь ни с постылой женой, ни с сыном, лишь терпя нечастые визиты наивного приятеля – мелкого чиновника и его юной дочери. Бывшая любовь – сестра жены, внезапно вернувшись, вроде бы помогает пересмотру ценностей, но высокие идейные убеждения героя, увы, давно выродились в пустопорожнее прекраснодушие.
С другой стороны, борьба сестёр за сына Боркмана тоже бесплодна – юношу увозит с собой молодая богатая и независимая дама, прихватив и дочку мелкого чиновника.
Йон Габриэль Боркман в финале упрямо и наивно стремится куда-то в неведомые недра, подобно другому герою Ибсена – Брандту, рвавшемуся на горние выси. Но всё это лишь болезненный бред, завершающийся смертью.
Сценограф Валерий Фомин создаёт атмосферу почти тюремную, но и надмирную: за глухой чёрной стеной угадывается трагически равнодушная, пугающе прекрасная природа – серые волны, снега и туманы, редкие для обычного земного ландшафта. А художник по костюмам Андрей Климов, обычно вызывающе яркий, на сей раз работает сдержанно, почти аскетично, добиваясь при этом и в облике персонажей скрытого напряжения.
Артист Антон Морозов в роли Боркмана постоянно сохраняет тонкую грань острой иронии и лирики, единство и противоречие которых составляет если не уникальность, то странность этого характера, его притягательность и обаяние.
Значительная часть пьесы – напряжённо конфликтный диалог сестёр, одна из которых – жена героя Гунхильд, а другая – Элла, бывшая его любовь.
Жена – воплощение хищного материнства – придумала сыну «высокую миссию» мести за поруганное достоинство рода. Артистка Анна Глазкова играет Гунхильд жёстко, в резких тонах, показывая эту душу, изъязвлённую ненавистью, пугающе слепой и бесплодной. Она постоянно пребывает в состоянии растерзанности и похожа на раненую волчицу, все силы которой уходят на свирепое рычание. Но и Гунхильд по-своему наивна, думая, что имеет права на сына, и не понимая, что воспитала… очаровательного эгоиста. Сергей Смирнов в роли Эрхарда этот искренний эгоизм показывает вполне многогранно.
Другой наивный герой драмы – мелкий чиновник Вильгельм Фолдал, общество которого мог терпеть ушедший от мира Боркман. Существо наивно-восторженное, этот маленький человек с претензиями быть поэтом в остроумном и темпераментном исполнении Игоря Марченко по-своему оправдывает трагикомическую интонацию происходящего. За снисходительное к себе отношение Вильгельм никого не упрекает, не замечает даже, что дочь покинула его, не простившись, а напротив, радуется, что та увидит новый, иной мир. В самой его преданности есть что-то беззащитное.
Явившаяся в дом сестры Элла надеется, в свою очередь, получить права на Эрхарда. Но вынуждена смириться с обстоятельствами: ненавистью сестры, эгоизмом племянника, возмечтавшего о самостоятельной жизни, дикой «логикой» когда-то любимого человека, убеждённого, что его предательство оправдано высокими целями всеобщего благоденствия, которое требовало жертв. Наконец, с собственной смертельной болезнью, в чём ей не будет сочувствия. Ольга Герасимова играет Эллу сдержанно, со сложными оттенками драматической иронии, всегда присущей людям, оказавшимся на пороге неведомого и страшного, но и в трагической ситуации не теряющим здравомыслия.
Две другие героини истории – излучающая душевный покой Фани Вильтон Людмилы Татаровой и юная Фрида Фолдал Ксении Мичковой – при всём их очаровании и смелости – в сути своей не менее мстительные эгоистки, о чём не дают себе труда задуматься. Они, сами того не ведая, вместе с Эрхардом выполняют роль, очень важную для нравственной логики Ибсена, сказавшего однажды: «Юность – это возмездие…»