Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Возможность фестиваля

01 января 2007

КИНО

Красота... индустриализации спасёт мир? Кадр из фильма «Карамазовы»У Международного фестиваля современного кино «Завтра/2morrow», хоть он и проводится в нашей столице всего второй раз, уже успела сложиться репутация исключительно удачного и высокопрофессионального форума. Факт присутствия в шести фестивальных программах сразу нескольких интригующих, что называется, «особых» фильмов, а в составе жюри громких имён – весьма отраден. Молодой смотр известен в мире, и его отборщики без труда привлекают на него именитых участников.

Главная интрига наметилась вокруг картин, снятых по произведениям русской классики, – французского «Идиота», чешского «Братьев Карамазовых», армянской «Анны Карениной». Кое у кого из знатоков, разумеется, возникло априорное желание сравнить их с отечественными экранизациями и возмутиться, но оказалось, что все эти ленты сделаны с должным уважением к великому литературному материалу. В частности, фильм открытия фестиваля – «Карамазовы» Петра Зеленки. В основе экранизации лежит знаменитая инсценировка Эвальда Шорма 1977 года, определившая основную сюжетную линию фильма: театральная труппа из Праги привозит на альтернативный фестиваль в Краков постановку «Братьев Карамазовых». Сценическая площадка – цех заброшенного сталелитейного завода. Но репетиции раскрывают не только драматические события самого романа, но и отношения в труппе, отражающие, как зеркало, мотивы Достоевского… «Когда чех работает с произведением Достоевского, – сказал Зеленка, – он должен ответить на два вопроса. Имеет ли он право работать с Достоевским? И в какой мере он может вносить изменения в его произведения? Но Достоевский – мировой писатель, он принадлежит всем». И это всемирно-историческое значение автора обрело на экране весьма внятное, хотя и своеобразное подтверждение.

«Культурологической» изюминкой фестиваля стала ретроспектива фильмов Владислава Старевича – пионера кукольной анимации, «европейского Диснея», одного из самых таинственных и противоречивых кинотворцов ХХ века. Старевич, произведший первый опыт объёмной мультипликации, был человеком, во многом опередившим своё время, и фестиваль со своим недвусмысленным, пускай и несколько претенциозным названием пытается ему в этом смысле наследовать, стремится заглянуть за горизонт.

«Завтра/2morrow» позиционирует себя как смотр кино «новой волны» и замечателен тем, что среди множества российских форумов он принципиально выбрал политику освещения некоммерческого, «немассового» кино, ориентированного не на кассу, а на киномана, на «продвинутого зрителя». Но при этом основной формат конкурса – это всё же не абстрактно отвлечённый «нечеловеческий» авангард, а подлинно прогрессивные картины, отличающиеся своеобразием авторского подхода, взгляда на мир и вместе с тем законно претендующие на успех у публики. Председатель фестивального жюри, одна из главных фигур американского независимого кино Абель Феррара высказался в Москве по поводу этой оппозиции следующим образом: «Массовый зритель – я не очень понимаю, что имеется в виду. Я прежде всего зритель, часть аудитории, а аудитория – часть меня. Не имеет значения, где увиден фильм – на премьере в Каннах или на крошечном телеэкране. Важно, как он сделан. Опыт зрителя возникает именно в момент просмотра. И уже как режиссёр я стараюсь сделать этот опыт максимально богатым».

Распределение наград в пяти нестандартно именуемых номинациях оказалось вполне логичным. Приз «Истории» отдан норвежской картине «О’Хортен»: железнодорожный машинист выходит на пенсию. Все 40 лет службы он каждый день водил поезд по одному и тому же маршруту, и жизнь его превратилась в механистическую формальность. Внезапно обнаруживающаяся пустота, звенящее одиночество сталкивается с окружающей жизнью, полной трудных вопросов, и герой перед ними растерян, как ребёнок. Вне системы, на свободе о чём ещё думать, если не о личном счастье?.. В номинации «Изображение» лидировала картина о балканском вопросе «Я из Титова Велеса». Гибель нации на фоне красоты окружающего мира – казалось бы, явное противоречие Достоевскому. Однако принесение себя в жертву во имя будущего – по-достоевски. Последствия абсурда той войны возведены автором сценария и режиссёром Теоной Стругар Митевски до уровня поэзии: это не политика, это несчастная человеческая история. За «звук» наградили анимационную ленту «Идиоты и ангелы» (США), в которой диалогов нет, есть только музыка. Это горькая комедия о внутренней борьбе человека за свою душу: кем быть? Варианта только два (они указаны в названии фильма), и других нет. Ангелом быть намного труднее и опаснее, потому что все остальные – идиоты, они травят и губят не подобных себе. Идиотом быть проще. Своеобразная и современная похвала глупости.

Номинация «Актёры» была отдана нашумевшему на «Кинотавре» и в Каннах (правда, оба раза вне конкурса) российскому фильму о проблемах самоопределения нервных подростков «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики. Из сюжета мы понимаем, что главная цель юной жизни – попасть на субботнюю дискотеку. А если кто-то против, то пусть умрёт. По максимуму. И никто не указ, потому что надоело! Так кончается детство и начинается взрослая несознательная жизнь. Молодые исполнители отдаются работе истерично и кроваво: по правде бьют партнёров, теряют сознание, ходят с настоящими синяками на лице… В общем, натурализм как он есть – злободневно, остро, жестоко. Кстати, современная Африка ничуть не лучше! «Джонни-Бешеный пёс» – победитель конкурса и обладатель 50 тыс. долл. от компании «Ауди» – рассказывает о вооружённых до зубов либерийских подростках. Их банда называется «продавцы смерти», а неуёмная агрессия чуть что – перерастает в конкретную стрельбу. Дети с автоматами – отвратительное зрелище, особенно если знаешь, что это реальная история и реальные бандиты, которых пригласили сниматься в кино. На такое погружение в насилие решился французский режиссёр Жан-Стефан Совер, чтобы по возможности спасти этих детей, указать им иной путь, перевоспитать, что ли, хотя… Загубленное бесконечными войнами детство, выживание не только физическое, но и психологическое – разве можно такое забыть? В Каннах этот фильм получил приз «Надежда» в рамках программы «Особый взгляд», а также как отражение проблем стран третьего мира был показан в штаб-квартире ООН.

В программе «Гала-премьеры» самым громким оказался фильм Мишеля Уэльбека «Возможность острова», снятый именитым писателем по мотивам своего романа. Очень красивая картина о конце света: сюрреалистические пейзажи, научные разговоры и Бенуа Мажимель в роли последнего из выживших клонов. Закрылся фестиваль картиной «Токио», которую представил знаменитый француз Лео Каракс. Образ города предстаёт одновременно экзотичным и техногенным, небоскрёбным и архаичным, ирреальным и структурированным, прекрасным и ужасным, как наш исчезающий мир…

Арина АБРОСИМОВА

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS